Родные умершей жительницы Гудермеса назвали ее жертвой домашнего насилия

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Жительница Гудермеса, чья смерть привлекла общественное внимание в Чечне после ночных похорон и сюжета на ЧГТРК "Грозный", много раз пыталась уйти от мужа из-за побоев и жаловалась родным на свекровь. Чеченский блогер Тумсо Абдурахманов выразил уверенность, что истинную причину смерти молодой женщины пытаются скрыть. Организаторы похорон нарушили российский закон, поскольку тело умершего перед погребением обязан осмотреть врач, отметил юрист Абубакар Янгулбаев.

Как писал "Кавказский узел", прокурор Чечни инициировал проверку по сообщениям об убийстве жителем Гудермеса своей жены, которую похоронили ночью, а пользователи соцсети призвали родственников погибшей добиться вскрытия тела. Мать умершей сообщила, что ее дочь ничем не болела, а репортаж государственной телекомпании "Грозный" выгораживает ее зятя. Имам, который похоронил молодую женщину ночью, объяснил ночные похороны жарой. Жители Чечни и пользователи Instagram указали, что в республике не практикуются ночные похороны.

Умершая жительница Гудермеса незадолго до смерти поссорилась с супругом и его родными, рассказала ее мать Хутмат Довлетмирзаева корреспонденту "Кавказского узла". 

"За несколько дней до этого Мадина приехала ко мне, потому что поругалась [с семьей мужа]. А детей там оставила. Через три дня я ее попросила: "Поезжай к своим детям, как же ты без них. Ничего, все обиды пройдут, поезжай". Отправила ее обратно, на второй день свекры звонят мне и просят приехать: мол, Мадина закрылась, не выходит, пожалуйста, приезжай. И утром 12 июня я туда поехала из Аргуна. Поговорила с ней, убеждала, чтобы она послушалась - ведь все бывает, и обиды, и ссоры. Мы поговорили, и я поехала домой, а вечером они позвонили мне и сказали, что Мадине стало плохо. Мы поехали, я и еще двое моих дочерей, а там она мертвая. У меня было шоковое состояние. Я их просила, плакала: "Зачем ночью хоронить? Оставьте до утра, дайте мне с ней переночевать". Но нет, мне даже тело не показали. Когда мне ее показали, она была уже искупанная и закрытая вся. Только лицо показали", - сообщила Хутмат.

Женщина хочет добиваться эксгумации тела и экспертизы. Она подозревает, что родственники не оказали помощь ее дочери и вызвали скорую помощь слишком поздно. Хутмат считает, что на теле дочери были следы побоев, которые скрыли гримом. Она также подтверждает, что последний скандал в семье произошел из-за детского пособия - получив выплаты, Мадина купила телевизор.

Родственники умершей рассказали о домашнем насилии в ее семье

По словам сестры Хутмат Зины Ибрагимовой, авторы сюжета, вышедшего в эфир ЧГТРК "Грозный", не включили в репортаж слова матери Мадины, оставив только те комментарии, которые подтверждали версию супруга. Родные женщины говорили с медработником, который частично осмотрел ее тело перед погребением.

"Умоляли его нам сказать, была наша девочка холодная или нет. Он посмотрел на нас и сказал: "Да, она была уже холодная". Когда приехала "скорая", она была уже холодная, а ведь они ехали 7 минут! И родственники их стали говорить: "У нас "скорая" так быстро не приезжает, они ехали 1,5 часа!". А он (медработник) ей: "Нет, это неправда, как вызов поступил - через 7 минут я был у вас дома". Значит, они не оказали ей помощь, "скорую" не сразу вызвали. И тело он не смотрел, посмотрел руки и ноги", - сказала Ибрагимова корреспонденту "Кавказского узла".

Родственники и соседи семьи, в которой жила Мадина, рассказали ее родным, что слышали крики из дома и заходили узнать, что случилось. "Зашли, но свекровь всех выгнала: "Идите-идите, она притворяется". Мадина лежала возле ступенек. Они ее, видимо, потом занесли и на диван положили. И потом, наверное, уже "скорую" вызвали. Но соседи ничего говорить не хотят - им же надо жить дальше с ними, по-соседски", - добавила Зина.

Тетя умершей отмечает, что некоторые обстоятельства они узнали от четырехлетней дочери Мадины. Из рассказа девочки выходит, что женщину задушили и сбросили с лестницы.

В день смерти Мадина написала несколько странных сообщений своей сестре. Переписку она вела с нового номера, попросив родственников не сообщать его ни ее мужу, ни ее свекрови. Родной сестре женщина писала, что "уходит", но не хотела говорить, куда она собирается. "Потом уже, незадолго до смерти, она отправила сообщение опять родной сестре, и там была только одна буква - "Й". Она что-то, видимо, написать хотела. И с этого момента телефон был выключен", - рассказала Зина. 

По словам тети, Мадина вышла замуж в 16 лет и родила в браке троих детей. Ссоры в семье случались часто. "Свекровь постоянно своему сыну жаловалась на нее, и он ее поэтому часто бил. Она жила с ним - трое детей, не могла их оставить", - утверждает родственница.

Двоюродная сестра Мадины Малика Аюбова подтвердила, что ее родственница давно жаловалась на домашнее насилие.

"Я ее видела в последний раз два года назад, они с тетей приехали к нам на праздник Ураза-байрам. И тогда у Мадины как раз был конфликт с мужем, они разошлись. Я спросила ее, почему. И она говорила тогда, что, когда муж избивает ее, становится как будто неуправляемым, невменяемым, как зверь. Говорила, что не может с ним больше жить. Несколько раз от него уходила и всегда возвращалась - старшие вмешивались, старики, давили, мол, женщина должна быть замужем. И ради детей она каждый раз возвращалась, дети ведь всегда оставались в семье мужа", - объяснила Малика корреспонденту "Кавказского узла".

Сестра также считает, что истинную причину смерти Мадины скрывают от ее семьи. "Имам ссылается на [эпидемию] коронавируса, мол, поэтому так быстро похоронили. Но у нее-то не было никакого вируса. Сначала говорили, что у нее была астма, потом - что эпилепсия. Ничего такого не было у нее, она была совершенно здорова, но они говорят, что у нее был приступ, она упала и не встала. Даже если так, и она упала и ударилась, допустим, это же экспертиза должна показать. Тетя просто хочет знать правду, от чего умерла ее дочь. А муж Мадины и ее свекровь почему-то категорически против, это вызывает у нас подозрения", - подчеркнула кузина умершей.

"Никаких болезней у нее не было, она очень здоровая у меня была. Все, чего я хочу, чтобы раскрыли правду", - подтвердила Хутмат. 

Тумсо: нет сомнений, что там обман

Чеченский блогер Тумсо Абдурахманов прокомментировал дело о смерти жительницы Гудермеса после выхода в эфир сюжета ЧГТРК. "Если бы я не посмотрел этот репортаж, я бы, наверное, никак не стал комментировать эту тему, но после просмотра у меня (...) нет никаких сомнений в том, что там какой-то обман и преступление республиканского масштаба", - заявил Абдурахманов на видео, опубликованном в Instagram.

Блогер также обращает внимание, что хоронить людей ночью в Чечне не принято: если покойника не успели похоронить до захода солнца в тот день, когда он умер, его хоронят на следующий день. "Это правило, которое знают все: никогда у нас в Чечне ночью людей не хоронят", - заявил он.

Объяснение имама по поводу жары Тумсо назвал поразительным. "Это что, первое лето в Чечне? Мы впервые летом хороним людей? Скольких людей, умерших летом, у нас похоронили ночью?" - возмущается он.

Юрист назвал необходимым полноценное расследование дела

По российским законам тело умершего человека перед похоронами должен как минимум осмотреть специалист с высшим медицинским образованием либо судмедэксперт, отмечает юрист "Комитета против пыток" Абубакар Янгулбаев

"Он осматривает и составляет соответствующие медицинские документы, и только после этого умершего человека можно хоронить. Это минимальная процедура, необходимая для того, чтобы установить причину смерти, потому что есть вероятность, что похоронят живого человека. Но осмотр должен проводить именно врач, а не фельдшер. В видеосюжете же нам предъявили фельдшера "скорой помощи", но констатировать смерть человека может только человек с высшим медицинским образованием", - заявил юрист корреспонденту "Кавказского узла".

Даже если внешних следов насилия на теле девушки нет, насильственный характер смерти не исключен, отметил Янгулбаев.

"Может быть такое, что ударили человека, следа не осталось, но произошли такие реакции внутри организма, от которых он умер. След не обязательно может быть внешним - он может быть и внутренним. Разрыв внутреннего органа, например, от которого человек умирает. А внешних следов может и не остаться. Либо возможно такое, что след от удара проявился бы позже, не сразу. Такое нередко бывает при побоях. Версий может быть много. Все, что мы видим из этого ролика: странное погребение, странные показания участников событий - ведет к тому, что история эта очень неоднозначная, и там необходимо проводить не то что предварительную проверку, но возбуждать уголовное дело и проводить полное, настоящее расследование", - заключил он.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"