Обращение Руслана Бадалова к европейским политикам по поводу проводимого в Чечне референдума

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Генеральному секретарю Совета Европы Вальтеру Швиммеру, Strasbourg, France.

Копия: Петеру Шидеру, Президенту ПАСЕ, Бруно Халлеру, Генеральному Секретарю ПАСЕ, Альваро Хиль-Роблесу, Верховному комиссару Совета Европы по правам человека, Антонио Пергола, Президенту Венецианской комиссии.

?Ваши Высочества!

Мы пишем Вам, чтобы выразить свой протест против фарса с референдумом, организуемого в Чечне властями Российской Федерации с одобрения некоторых европейских официальных лиц и организаций (насколько мы можем судить из сообщений российских СМИ).

Мы также протестуем против дискриминационной колониальной сущности законов, которые предлагают чеченскому народу для одобрения на референдуме, фактически проходящему в условиях военной оккупации. Помимо очевидного отсутствия условий в Чечне для обеспечения демократических процедур, помимо продолжающегося и усиливающегося ежедневного террора со стороны российских федеральных сил, помимо явного пренебрежения федеральным центром основными нуждами и правами чеченского народа, а также сущностью демократических процедур и права, в этом письме мы обращаем Ваше особое внимание на дискриминационные аспекты законов, которые будут предметом предстоящего референдума.

Мы хотели бы попросить Вас, чтобы наши возражения были приняты во внимание Венецианской комиссией при ее оценке российского проекта чеченской Конституции. Мы также просим Вас, господин Президент, направить это обращение на рассмотрение Европейского суда по правам человека в качестве нашей просьбы признать положения проекта чеченской Конституции и законов о выборах Парламента и Президента ЧР как поражение в политических и избирательных правах граждан и общественно-политических организаций ЧР.

В российском проекте чеченской Конституции:

1) Упраздняется гражданство Чеченской Республики, в то время как другие национальные республики РФ имеют свое собственное гражданство. Это является дискриминацией чеченского народа как национального меньшинства РФ.

2) Права меньшинств также нарушаются в статье 10. В то время как русский и чеченский языки признаются в качестве государственных языков, лишь русский язык, который является родным языком менее 5 процентов населения ЧР, устанавливается в качестве единственного языка официального делопроизводства.

3) Статья 33.1 ущемляет естественные права чеченского народа как национального меньшинства РФ на его собственную землю и открывает возможность колониальной эксплуатации чеченских ресурсов федеральными ведомствами, действующими в разрез с интересами чеченского народа и его земли, что является обычной практикой в России.

4) Статья 49 явно перекладывает ответственность за преступления и злоупотребления, совершенные российскими властями, на Чеченскую республику, утверждая (согласно русской версии Конституции*), что "Чеченская Республика обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба". В этой формулировке федеральный центр явным образом уходит от всякой ответственности за преступления и ущерб, нанесенные чеченскому народу его действиями в течение двух жестоких войн! Более того, статья 50 искусственно ограничивает право на компенсацию государством вреда лишь вредом, причиненным "незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти Чеченской Республики или их должностных лиц"*). Таким образом, чеченскому населению явным образом отказывается в праве на компенсацию ущерба, нанесенного беззаконными действиями российских федеральных властей и их должностных лиц в Чечне в течение двух войн. Здесь снова российские федеральные власти уходят от ответственности за вред, нанесенный Чечне в результате их собственных действий, и перекладывают эту ответственность на Чеченскую Республику.
5) Статья 99 является дискриминацией одного из двух государственных языков Чеченской Республики в пользу языка русского меньшинства.
6) Статья 112.3 нарушает неотъемлемое право чеченского народа на самоопределение, гарантированное международным правом, а именно, она искусственно ограничивает внесение дополнений и изменений в Конституцию лишь теми, которые не противоречат Конституции РФ, которая, однако, исключает возможность самоопределения Чеченской Республики.

Дискриминационный характер законов, которые Россия хочет навязать чеченскому народу, также очевиден в проектах Закона о выборах в Парламент ЧР и Закона о выборах Президента ЧР. Положения статьи 91.3 первого из упомянутых законов и статьи 76.3 последнего из упомянутых законов делают практически невозможным для организаций, которые представляют оппозицию российскому колониальному правлению в Чечне, т.е. по сути, большинство чеченского народа, участвовать в политических процессах после референдума 23 марта 2003 года, требуя, чтобы они были "зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования", в то время как само голосование ожидается до истечения года после проведения референдума. Более того, статьи 28, 29, 30, 32-40 закона о выборах в Парламент Чеченской Республики и статьи 5, 23, 25, 26, 27-29 закона о выборах Президента Чеченской Республики дискриминирует чеченские политические организации, требуя, чтобы для обладания правом участия в выборах они были региональными отделениями общероссийских политических организаций.

Таким образом, чеченским политическим организациям отказывается в праве на самостоятельное участие в выборах в Чеченской Республике. Помимо этого, господин Президент, нетрудно понять, что частое упоминание в проекте превосходства Российской Конституции над законами Чечни и волей чеченского народа воспринимается большинством чеченцев как глумление над памятью сотен тысяч жертв войны России против нашей маленькой Чечни. Мы очень надеемся, что Европейские учреждения, включая Венецианскую комиссию, не сделают себя соучастниками российского пропагандистского фарса с так называемым референдумом, одобрив Дух и Букву настоящего российского проекта чеченской Конституции.

Искренне Ваш,

Руслан Бадалов, председатель Чеченского Комитета Национального Спасения.

По поручению участников конференции чеченских неправительственных организаций.

Назрань (Ингушетия), 10 марта 2003 года.