Социологи усомнились в репрезентативности опроса на тему карантина в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Опрос, проведенный в соцсетях, нельзя считать репрезентативным, отметил Денис Волков, комментируя слова Кадырова о беспрецедентной поддержке жителями Чечни карантина. Население лояльно к принятым мерам самоизоляции, но о 98-процентной поддержке говорить не приходится, заявил Дмитрий Рогозин. Опросы в соцсетях лишь в определенной мере отражают истинную картину, считает Игорь Селезнев.
Как писал "Кавказский узел", 1 июня власти Чечни объявили о послаблениях ограничительных мер - в республике разрешены прогулки вблизи дома и занятия спортом на открытом воздухе. Также решено открыть стоматологии, салоны красоты и парикмахерские, допускается с рядом ограничений розничная торговля непродовольственными товарами. При этом пропускной режим был оставлен в силе. 2 июня Рамзан Кадыров заявил, что 98% жителей республики поддерживают меры властей по борьбе с коронавирусом. При этом он сослался на результаты опроса, проведенного на электронных ресурсах СМИ республики по инициативе ЧГТРК "Грозный". Пользователи Instagram высказали недоумение в связи со словами главы Чечни.
С 13 апреля в Чечне запрещено покидать дома без спецпропуска, при этом каждой семье отведено на покупки лишь по два часа три дня в неделю. С 18 мая были частично сняты ограничения на работу общественного транспорта, однако пользователи соцсетей и жители республики отметили, что некоторые маршруты по-прежнему не обслуживаются, а отведенных на покупки двух часов недостаточно для поездок за продуктами. Жители республики также жаловались на возникшие из-за карантина материальные трудности. Особое недовольство вызывали действия силовиков, следящих за соблюдением карантина, и высокие штрафы.
Опрос, на результаты которого сослался глава Чечни Рамзан Кадыров, нельзя считать репрезентативным, считает социолог "Левада-центра" Денис Волков.
"[Опросы через] социальные сети, как и вообще любые интернет-опросы, нерепрезентативны. Пока что нет таких методологий в России, которые позволяют получать репрезентативные данные через любые интернет-опросы, тем более через социальные сети. Весь смысл репрезентативного опроса в том, что он обеспечивает срез настроения города, области, страны за счет того, что каждый человек имеет более-менее одинаковую возможность, вероятность принять в нем участие. В соцсетях соответственно, люди, которые не пользуются соцсетями, а это примерно половина населения, отрезаны просто, особенно люди старших возрастов. Поэтому те, кто увидел этот опрос, те и проголосовали, но совершенно здесь нельзя говорить о репрезентативности", - рассказал он 3 июня корреспонденту "Кавказского узла".
Волков сомневается, что стоит ссылаться на результаты такого рода опросов. "Конечно, на все можно ссылаться. Дело в том, что большинство не будет просто разбираться, что там был за опрос, как он был проведен и кем. Поэтому ссылаться можно, но для людей разбирающихся это несерьезно просто. Хотя большая часть потребителей эту информацию, наверное, да, примут к сведению, что вот оказывается у нас такой расклад. Но к научно-проведенному исследованию это не имеет никакого отношения", - пояснил он.
При любом опросе можно нарисовать любые цифры, если задаться такой целью, заявил Волков. "Будет ли этот опрос или другой - можно сделать нарисованный результат. Надо смотреть, кем был проведен этот опрос. Все это во многом построено на доверии, открытой методологии: насколько она прозрачная, понятная, кто это проводил, какие опросы он проводил до этого, есть ли у него репутация не просто независимого центра, а может ли организация соблюсти все научные процедуры. Если есть какие-то подозрения, то, наверное, тогда не может. Нелегко получить репутацию профессионального социологического агентства", - отметил социолог "Левада-центра".
По его словам, согласно проведенным опросам "Левада-центра", по стране в целом поддерживающих и недовольных принятыми мерами против распространения коронавируса примерно половина на половину. Причем среди недовольных есть и те, кто считал, что меры недостаточные. "Я бы так сказал, чуть больше половины респондентов довольны, чуть меньше - недовольны", - добавил Волков.
Спикер парламента Чечни Магомед Даудов пригрозил штрафами и двухнедельным карантином для тех, кто окажется в общественном месте без медицинской маски. Он заявил, что будут наказываться не только нарушители, но и члены их семей. Жители республики раскритиковали суровые меры.
Важно соблюдение методики проведения опроса
Ведущий научный сотрудник Центра евразийской интеграции Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН) Игорь Селезнёв заявил корреспонденту "Кавказского узла", что, по его наблюдениям, ограничительные карантинные меры, принятые в Чечне, были хоть и жёсткими, но при этом были приняты вовремя и дали свои результаты.
"Все вопросы по самоизоляции были направлены, чтобы купировать процесс распространения инфекции, вируса. Были приложены все усилия", - считает он.
Что касается опроса, то, по мнению Селезнёва, нужно смотреть, были ли соблюдены методологические требования для таких опросов. "У социологических служб и институтов есть заранее заготовленный список респондентов по выборке, и их обычно опрашивают. Но с другой стороны, в условиях изоляции, когда сидят на дома, и невозможны полевые исследования, какие еще механизмы задействовать, кроме интернет-опросов? Либо телефонный опрос. Но и здесь нужно давать некоторую выборку - либо оперативней опросить тех, кто есть в соцсетях. Понятно, что там есть не все, но в определенной мере они отражают картину", - пояснил он.
По его мнению, сложно сказать, насколько опросы по регионам отражают то, как граждане воспринимают мероприятия, принятые исполнительной властью во время режима самоизоляции. "Поскольку есть и какое-то количество граждан-"коронаскептиков" - назовем это так - вокруг этого складывается какая-то мифология, то вполне возможно, что этот вот процент и есть. Если он есть везде, то почему бы ему не быть в Чечне?" - отметил он.
3 июня в Чечне выявлено 14 новых случаев заражения коронавирусом. Общее число инфицированных достигло 1278. На главной странице "Кавказского узла" раз в четыре часа обновляется карта с данными по числу зараженных коронавирусом на юге России и в странах Южного Кавказа. Информация о динамике распространения вируса, в том числе в СКФО, содержится в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
Люди устали от темы коронавируса и самоизоляции
Все опросы, включая те, что проводятся в соцсетях, могут быть релевантны, считает научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХИГС Дмитрий Рогозин.
"В том числе опросы аудиторий тех или иных изданий. Судя по всему, ЧГТРК "Грозный" (и другие СМИ) провели просто опрос своей зрительской аудитории. Здесь только одно "но" есть: они релевантны ровно до тех пор, пока подробнейшим образом описана выборка. То есть описаны процедуры предъявления вопросов, представлены сами вопросы, точные формулировки, показан образ, если это онлайн. Очень сильно ответы зависят от того, как написан этот самый вопрос, то есть в какой системе он задавался. Если этого всего нет, то профессиональный исследователь просто на эти данные не смотрит, потому что они, не то чтобы нарисованы или не нарисованы - они не имеют под собой основания. Основанием является то, что мы называем на своем сленге "пара-данными", то есть данными, которые не контролируются самими опросами, а собираются параллельно и позволяют оценивать надежность замеров", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Поэтому, считает Рогозин, все опросы имеют право на существование, где бы они ни задавались, и кем бы они ни задавались, и можно на них ссылаться, но это право всегда необходимо подтверждать методическим описанием мотивов этих вопросов.
"Если его нет, то опросы бессмысленны, они не имеют никакого значения. В данном случае я говорю не только о так называемых потоковых выборках онлайн-опросов. Это в равной степени относится и к случайным выборкам с телефонными или личными опросами. Если вы приводите только цифру, независимо от того, глава вы региона или простой гражданин, и этой цифрой ограничиваетесь, то вы вводите в заблуждение просто аудиторию, потому что вы создаёте артефакт. Независимо от того, имеет ли эта цифра отношение к реальности или нет, вы просто реальность не показываете, потому что нельзя сказать, что россияне так считают, потому что понятия "россияне", как и понятия "общество" не существует. Это абстракция. Нужно понимать, кто именно эта группа, которая высказала такую позицию. Этого понимания можно достичь, только если у вас есть подробнейшее методическое описание вашей выборки и процедуры опроса", - пояснил он.
По словам Рогозина, РАНХИГС провел четыре волны больших опросов (как онлайн, так и телефонных) по проблеме самозоляции и борьбы с коронавирусом.
"Мы зафиксировали, что эта тематика уже надоела людям. Уже надоело про это говорить, усталость накоплена. Но в целом нужно сказать, что население до сих пор довольно лояльно (относится) к мерам, которые предпринимает правительство. Другое дело, что там не 98% довольных. Но большая часть отдает себе отчет, что существующие меры вызваны не прихотью правительства и не придурковатостью начальников, а какими-то объективными посылами. Почему это происходит? Потому что если в начале пандемии и всей этой истории с карантином или самоизоляцией, как ее называют, были страхи, навеваемые из СМИ, то сейчас, особенно в крупных городах, в Москве, в частности, очень у многих ближайшее окружение либо переболело, либо даже есть смерти. Когда у вас в ближайшем окружении кто-то умирает, то уже других аргументов не надо - важны или не важны меры. Поэтому сейчас до сих пор к этим мерам - несмотря на этот колоссальный урон, который они наносят, связанный с невозможностью работать и зарабатывать - отношение довольно лояльное", - резюмировал Рогозин.
Советы специалистов о том, как избежать инфицирования, приведены "Кавказским узлом" в материале "Врачи про коронавирус: что делать?", а номера телефонов для консультаций по коронавирусу указаны в подборке "Коронавирус. Горячие линии". Данные о штрафах за нарушение карантина содержатся в публикации "Кавказского узла" "Сколько стоит побег из карантина".
Новости о распространении COVID-19 на юге России и в странах Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".