Вероятность превращения совета по прессе в инструмент давления на СМИ исключена
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Итак, революция, о которой столько лет говорят, свершилась. В Азербайджане Общенациональный журналистский съезд учредил Совет по прессе. Его главой пишущая братия избрала Афлатуна Амашова. Будучи руководителем журналистской организации "Рух", этот человек прослыл принципиальным и в то же время способным к консенсусу защитником прав журналистов. А. Амашов любезно согласился ответить на несколько вопросов "Зеркала" в эксклюзивном порядке.
- Думаю, что в прошлую субботу пишущие журналисты Азербайджана смогли создать важную ключевую структуру, которая призвана сыграть решающую роль в становлении печатного слова в стране. Азербайджанская пресса вступила на качественно новую ступень своего развития. Отныне она будет решать проблемы взаимоотношений, взаимодействия между собой и обществом, а также властью посредством не третьих сил, различных структур, а Совета по прессе - института, который учрежден самими журналистами. Я высоко оцениваю прошедший съезд. Правда, в преддверии форума его проведению чинились препятствия. Отдельные силы предприняли откровенные попытки сорвать съезд. Ими была начата очернительная пропагандистская кампания лично против меня. А на момент проведения съезда искомые силы пытались навязать ему свои положения устава Совета по прессе, а также разместить собственных агентов влияния в его руководящие структуры. Но мы с большим терпением и при поддержке большинства делегатов сумели направить работу съезда в нормальное, продуктивное русло, учредить Совет по прессе, принять его приемлемый устав, избрать состав, главу совета. Должен высказать полное убеждение в том, что каждый из избранных членов Совета по прессе обладает большим авторитетом в обществе и, разумеется, в медиа-кругах. Это касается и тех членов совета, которые представляют общественность. Не сомневаюсь, что в совет попали люди, ставящие перед собой целью достижение поступательного развития печатной журналистики и знакомые с проблемами прессы. Одним словом, я уверен, что мы сможем усилиями членов совета содействовать разрешению конфликтов между печатными СМИ и членами общества еще в досудебной фазе, иначе говоря, внести свою лепту в дело демократизации страны, становления гражданского общества.
- Вы сказали о чинимых препятствиях. А кем они конкретно инспирировались: властями или какими-то третьими силами?
- Как правило, подобные вторжения исходят от правящих кругов. Однако на этот раз вышеуказанные негативные поползновения инициировались нашими собратьями по словопечатному цеху. Однако я не хочу вдаваться в подробности данного обстоятельства, поскольку это уже пройденный этап. Дело сделано, Совет по прессе сформирован. Надо смотреть в будущее. Ныне мы обременены непочатым краем работы, к которой должны приступить, не озираясь на прошлое, из чего бы оно ни состояло.
- В какой мере нынешний Совет по прессе позволит осуществлять социальные функции, предусмотренные философией этого западного института?
- Да, несомненно, вы правы. Совет по прессе - изобретение западных сообществ и имеет столетнюю историю. И мы, создавая свой совет, опирались на опыт не менее двадцати европейских стран. Должен сказать, что, вопреки стереотипу, возникшему в обществе, Совет по прессе не является журналистской организацией. Функцией журналистских организаций, каких в Азербайджане множество, является защита прав и профессиональных интересов журналистов. Между тем миссия Совета по прессе иная. Этот институт нацелен на развитие печатных СМИ, поскольку его деятельность так или иначе позитивно повлияет на профессионализм журналистов, которые будут считаться с решениями совета. Если, допустим, какой-то гражданин был оскорблен в одном из СМИ и совет принял решение, осуждающее это, искомое издание с его журналистами воздержится от подобного деяния впредь. Таким образом, сущность социальной функции Совета по прессе заключается в своеобразном третейском судействе, которое позволит избегать судебных тяжб, наносящих морально-этический урон обеим сторонам конфликта. Это очень важно для Азербайджана, в котором ситуация с правами журналистов обстоит крайне плохо. Состав Совета по прессе Азербайджана, его устав и кодекс профессиональной этики, принятые на съезде журналистов, дают основание утверждать, что эти и другие задачи будут решаться.
- Кстати, гарантирует ли избранный состав совета, что искомый институт не превратится в средство давления на СМИ в руках у исполнительной власти?
- С большим удовлетворением должен сообщить, что в Совет попали воистину независимые, порядочные личности, обладающие высоким правосознанием и гражданственностью. Я исключаю вероятность того, что Совет по прессе превратится в чей-то инструмент. Должен заметить, что уже ранний период нашей деятельности многое покажет. Если он сможет постоянно занимать объективную позицию в противостоянии чиновника и журналиста, то в кратчайшие сроки превратится в системообразующий институт становления социально-психологического фундамента гражданского общества.
Опубликовано 18 марта 2003 года