Тяжелый труд предприимчивых дагестанских паломников

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Пожилые супруги Ибрагим и Айшат Магомедовы, отправляясь в начале февраля в святой путь в Мекку, рассчитали все так, чтобы уложиться в свои скромные сбережения. Заплатили за оформление визы на двоих 1300 долларов и втиснулись с 25-ю другими паломниками в старый маленький автобус. Водитель взял с каждого совсем небольшую сумму, еще понемногу скинулись на еду - и поехали.

До Баку добрались быстро, но тут у автобуса лопнула покрышка и отказали тормоза. На ликвидацию этих неполадок ушло 4 дня. В Иране вышел из строя двигатель, и автобус доволокли до границы с Ираком на буксире. Чтобы двигаться дальше, там пришлось нанять в качестве буксира трактор, так как мотор починить не удавалось.

"Мы могли бы не доехать вообще, если бы не три КАМАЗа, ехавшие из Дагестана, водители которых согласились подбросить нас в Саудовскую Аравию. В итоге в Мекке мы оказались в самый день начала Хаджа", -? рассказывает Ибрагим.

Хадж - обязательное для верующих посещение Мекки - является одним из пяти столпов ислама и ежегодно в феврале его совершают около двух миллионов мусульман из разных стран. Однако для российских паломников, которым право совершать Хадж было предоставлено с 1993 года, эта акция слишком часто является настолько большой проблемой, что многие из них стараются как-то компенсировать свои расходы.

В 1995 году в Мекку съездили 14 тысяч россиян, но затем число паломников уменьшилось, и в последние три года на Хадж отправляются не более 5 тысяч верующих. От 65 до 80 процентов из них - жители Дагестана. Для совершения Хаджа нужно потратить как минимум 800-1000 долларов, при том, что заработок среднестатистического жителя Дагестана составляет всего лишь 30-40 долларов.

Чтобы исполнить долг мусульманина, паломнику предписано забыть о мирских заботах - совершая обряды, он очищается от отрицательных помыслов и чувств. Но Ибрагиму и Айшат было очень сложно выполнить эти условия. "Если бы не взяли с собой на всякий случай ковровые дорожки, сотканные дочерьми, то из-за всех этих неожиданных передряг остались бы совершенно без денег. Мы таскали их с собой, даже исполняя обряды, пока не нашелся покупатель", - говорит Ибрагим.

Покупатель, однако, нашелся довольно быстро - местные жители хорошо знают, что паломники из России отправляются в далекий поход к святыням Ислама не только для совершения обрядов, но и за прибылью.

Распространенным средством перевозки людей и товаров во время Хаджа стали большегрузные КАМАЗы. В кузове этих грузовиков устанавливают специальные полки для людей, туда же загружают и товары. В 1999 году, сочтя подобный "товарооборот" нецивилизованным, Саудовская Аравия запретила въезд на территорию этой страны паломников на грузовиках. В качестве наземного транспорта с этого времени можно использовать только легковые автомобили и автобусы.

Преподаватель Мурад Казиев, будучи в Саудовской Аравии в феврале в дни Хаджа, встретил нескольких земляков на автобусе, груженном товарами. "Но я видел и КАМАЗы, в которых люди тесно сидели на верхних самодельных полках в кузове, а низ кузова был заполнен товаром. Минуя Мекку, они прямо направились в портовый город Джиду", - сказал Казиев.

"Подобные "паломники" в первую очередь стремятся совершать сделки и в погоне за прибылью даже не успевают совершить Хадж. Бизнесмены в корыстных целях спекулируют Хаджем, а духовное управление на это закрывает глаза и молча оформляет им визы", - говорит Казиев.

По его словам, отдельным "паломникам" удалось даже сколотить состояние на экспорте ковров ручной работы, которые были приобретены за бесценок в селах Дагестана. А на обратном пути с собой везут на продажу в городах и селах Северного Кавказа видео- и аудиотехнику, одежду, ширпотреб.

В Махачкале рассказывают, что один предприимчивый дагестанец арендовал в какой-то из точек транзитного пути склад и зарабатывал деньги, занимаясь перераспределением подобных грузов. В этом году, по свидетельству многих жителей Дагестана, вывозили больше электродрели, обработанные шкуры, шерстяные носки, которые в Иране и Саудовской Аравии шли нарасхват.

"Коран не запрещает паломникам вести торговые операции. Но во время Хаджа лучше не заниматься другими делами, кроме как совершение обрядов", - сказал в беседе с IWPR заместитель муфтия Дагестана Ахмед Хаджи Тагаев.

Среди тех, кто предпочитает наземный способ передвижения, есть не только челноки. Существует категория предпринимателей, совершающих сделки на крупные партии товаров. Они нанимают водителей грузовиков или автобусов и вывозят, в основном, изделия народных промыслов - шерстяные ковры ручной работы, мед.

"В прошлые годы, особенно в 1997-1999 годах, около 37 процентов паломников, выезжающих на большой Хадж, не успевали совершить все обряды паломничества, будучи заняты своим бизнесом. А около 15 процентов вернулись, вообще не добравшись до Саудовской Аравии и святых мест", - сказал IWPR представитель министерства иностранных дел России в Дагестане Бикмурза Бикмурзаев.

"Существует и такая проблема - отсутствие опыта, незнание национального законодательства приводит к тому, что граждане из России попадают в неприятные истории в странах, через которые они проезжают, и в Саудовской Аравии", - говорит Бикмурзаев.

По его словам, только в 2002 году сотрудники МИДа помогли решить в пользу российских паломников 273 судебных дела. Все задержанные нарушали торговый режим, реализуя запрещенные товары.

Имеются большие партии задержанных грузов, на которые наложен арест. В Сирии, к примеру, задержано 30 тонн нелицензированного пчелиного меда. Стоянки Ирана и Турции заполнены машинами, по техническим причинам вышедшими из строя. Для них нет запчастей, поэтому водители вынуждены оставлять транспорт посреди дороги. Уже несколько лет в тюрьмах Ирана, Ирака и других стран отбывают наказание российские паломники.

А супруги Магомедовы, несмотря на пережитые мучения, с радостью вспоминают свой Хадж. Тем более, на обратном пути им повезло - они вернулись с другой группой, и на дорогу ушло всего четыре дня, так как водители не останавливались даже ночью.

Но их сломавшийся автобус до сих пор стоит в Ираке - водитель не может просто бросить его: ведь это был единственный источник заработка для всей его семьи.

Опубликовано 17 марта 2003 года