Юристы назвали политическим преследование Фаига Амирли

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Родным не удалось выяснить, за что поместили под стражу помощника председателя партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Фаига Амирли. Арест активиста связан с его членством в ПНФА, считает юрист Института прав медиа Халид Агалиев. Активистов преследуют из-за их политических взглядов, но задерживают за неподчинение полиции или за мелкое хулиганство, указал глава Сумгаитского ресурсного центра по правам человека Асабали Мустафаев.

Как сообщал "Кавказский узел", 25 мая помощник председателя ПНФА, финансовый директор газеты "Азадлыг" Фаиг Амирли был арестован на 15 суток по обвинению в "мелком хулиганстве" в Сабирабадском районе, куда он приехал посетить могилы родителей, побывать в его отчем доме. Этот административный арест стал вторым  за последние полтора месяца. В ПНФА считают, что Амирли преследуют по сфабрикованному обвинению.

Прояснить, в чем конкретно обвинили Амирли, не удалось, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" супруга журналиста Лала Амирли. "Вчера (25 мая) я с детьми осталась в селе. В суд поехал брат Фаига. Но его не пустили на процесс, хотя административные дела рассматриваются в открытом режиме", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла". По ее словам, брату всего лишь сказали, что Фаиг "грубо нарушил общественный порядок". "Но в чем это проявилось, не уточнили. Решение суда ему не выдали... На днях поеду в райцентр, попытаюсь сама взять решение суда", - рассказала Лала Амирли. По ее словам, она пока не может, находится в селе с детьми, которые снова перенесли стресс из-за ареста отца, и она не может оставлять их с родственниками.

Супруга арестованного рассказала, что Амирли содержат в изоляторе Сабирабадского районного управления полиции. "Сотрудники полиции заверили моего деверя, что условия там нормальные. Сегодня они приняли для Фаига сменную одежду", - сказала она.

Лала Амирли также рассказала, что супруг отказался от адвоката по назначению. "Попросим кого-нибудь из бакинских адвокатов подключиться к защите, подаче апелляции", - сказала она. Лала Амирли также рассказала, что особого смысла в подаче апелляции не видит, "потому что это политический заказ, и его все равно не освободят раньше срока". "Но это (подача апелляции) важно для подачи в будущем жалобы в Европейский суд", - отметила она.

Юристы назвали формальным рассмотрение дел активистов

По статье о мелком хулиганстве (ст. 510.1 Кодекса об административных проступках Азербайджана) максимальное наказание составляет 15 суток. При этом есть и альтернативные меры ответственности – денежный штраф от 50 до 100 манатов (от 30 до 60 долларов), рассказал  корреспонденту "Кавказского узла" эксперт в области права, глава Сумгаитского ресурсного центра по правам человека Асабали Мустафаев.

"Активистов, как правило, арестовывают за неподчинение полиции или за мелкое хулиганство, или сразу по обеим статьям. Суды... формально рассматривают дела. Обычно в протоколе полиции пишут, что человек грубо нарушал общественный порядок, нецензурно выражался, проявлял неуважение к окружающим", - сказал он. По словам Мустафаева, суды обычно не допрашивают свидетелей и не просматривают записи с камер видеонаблюдения.

Он также рассказал, что в регионах сложно найти независимых адвокатов. "Даже в Баку лишь немногие адвокаты соглашаются защищать оппозиционеров. Фаиг Амирли сам может написать апелляцию. Но нередко жалобы, написанные арестантами, теряются... Но даже если жалобу Амирли не рассмотрят во время ареста, то он может после освобождения обратиться в суд с просьбой о восстановлении срока подачи апелляции", - отметил Мустафаев.

Условия в районных отделах полиции хуже, чем в специализированном Бинагадинском пункте содержания лиц арестованных по административным статьям в Баку, сказал он. "Обычно райотделы оборудованы камерами, рассчитанными на временное предварительное заключение в течение двух-трех дней. Эти камеры тесные, спальные места неудобные, жесткие, нет возможности искупаться, а зимой камеры не обогреваются. Кроме того, в местах содержания в полицейских учреждения нет мест для прогулок. Санитарные условия тоже не очень хорошие", - пояснил Мустафаев.

Риски заражения Фаига Амирли COVID-19 в заключении невелики, считает он. "В райоотделах обычно содержится мало людей. Как правило, их там оставляют на один-два дня и потом отправляют в следственные изоляторы. То есть контактов у арестантов там не много", - сказал юрист. Более высоки риски заражения в СИЗО и колониях, где большое число заключенных, отметил Мустафаев.

На 26 мая в Азербайджане зарегистрированы 4403 случая заражения коронавирусной инфекцией. Из этого числа 2819 человек выздоровели, 52 – скончались. 1532 пациента находятся на лечении в медучреждениях специального режима. Состояние 42 из них оценивается как тяжелое, 56 – средней тяжести, остальных – стабильное. На главной странице "Кавказского узла" как минимум шесть раз в течение суток обновляется карта с данными по числу зараженных коронавирусом в странах Южного Кавказа и регионах юга России. 

Фаига Амирли скорее преследуют за партийную принадлежность, нежели за работу в газете "Азадлыг", считает юрист права медиа Халид Агалиев.

"Четыре года назад Фаига Амирли арестовали по уголовной статье именно из-за того, чтобы блокировать работу газеты "Азадлыг"... Он обладал правом подписи в банковских и других деловых коммуникациях, поскольку главред Ганимат Захид находился в политэмиграции. Спустя три недели после ареста Амирли газета "Азадлыг" приостановила печатный выпуск, поскольку не могла расплачиваться с типографией и распространителями. Она так и не смогла потом восстановиться и сейчас выходит виртуально, над ней работают в основном сотрудники, находящиеся за рубежом в политэмиграции", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Сейчас же Амирли преследуют за членство ПНФА, его приближенность к лидеру партии, полагает Агалиев.

Фаиг Амиров 24 июля 2017 года был признан виновным в разжигании межрелигиозной вражды и уклонении от уплаты налогов. Суд в Баку назначил ему три года и три месяца тюрьмы и штраф 39 тысяч манатов (почти 23 тысячи долларов). 15 сентября 2017 года Бакинский апелляционный суд заменил оставшийся срок лишения свободы на условное наказание, и Амиров был освобожден в зале суда. Приговор будет обжалован в Евросуде по правам человека, заявила защита.

С начала пандемии власти усилили атаки не только на представителей оппозиции, но и журналистов, сотрудничающих с социальными медиа, отметил Агалиев.

"Журналисты Натиг Исбатов, Мирсахиб Рахилоглу, Ибрагим Везиров и Исмаил Исламоглу были арестованы в административном порядке на сроки от 15 до 30 суток. Они уже вышли на свободу. Редактор сайта "Юкселиш намине" Эльчин Мамед арестован по уголовному обвинению и находится под следствием, ему грозит длительный тюремный срок", - сказал юрист.

Глава НПО "Правовое просвещение молодежи Сумгаита" и главред сайта "Юкселиш намине" (Во имя возрождения) Эльчин Мамед был задержан 30 марта. Эльчин Мамед был арестован после критического отчета о соблюдении прав человека в Азербайджане, заявила международная правозащитная организация Amnesty international.

Активист ПНФА напомнил об арестах активистов после выступления президента

Арест Фаига Амирли является частью кампании репрессий против партии ПНФА, считает зампред партии Сеймур Хази. "Мишенью властей является партия и ее лидер Али Керимли. Чтобы изолировать Али Керимли от общества и партии, его лишают  Интернета и мобильной связи,  преследует его окружение, чтобы он остался отрезанным от внешнего мира" – сказал он корреспонденту "Кавказского узла". "Фаиг Амирли почти 30 лет рядом с Али Керимли, его верный соратник... Фаиг все эти годы не покидал лидера. Вот за это его и наказывают. Неслучайно заведены два уголовных дела и против телохранителей Керимли на общественных началах – Ниямеддина Ахмедова и Саида Мамедзаде", – отметил он.

15 апреля активист партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Ниямеддин Ахмедов был задержан, а на следующий день его приговорили к 30 суткам административного ареста по ст. 211 (нарушение карантинного режима) и 535.1 (неподчинение законным требованиям полиции) КоАП Азербайджана.  15 мая, по истечении срока ареста, Ахмедова не выпустили на свободу.  18 мая стало известно, что Ахмедову предъявлено обвинение по статье о финансировании терроризма ( ст. 214-1 УК Азербайджана).

Саид Мамедзаде 18 мая был арестован на четыре месяца по обвинению в хулиганстве (ст. 223.1 УК Азерайджана). Обвинение сфабриковано, Мамедзаде преследуется по политическим мотивам, заявили в партии Народного фронта Азербайджана.

По словам Хази, после выступления президента Алиева  около 20 активистов партии было арестовано в административном порядке, трое привлечены к уголовной ответственности, один заключен в психбольницу.

Глава Азербайджана 20 марта обвинил оппозицию в провокациях в связи с коронавирусом, заявив, что она сеет панику среди населения. "В таком случае изоляция представителей этой пятой колонны станет уже исторической необходимостью", - заявил Алиев. Руководство оппозиционных партий назвало обвинения президента голословными. К 17 апреля в Азербайджане были арестованы семь активистов ПНФА. Партия опубликовала заявление, в котором сообщила о том, что ее лидер Али Керимли лишен мобильной связи и  доступа к Интернету. По мнению членов партии, таким образом в отношении Керимли применяется "информационная блокада". 

Задержания проводятся за конкретные правонарушения, и решения об аресте выносятся судами, политические мотивы при этом отсутствуют, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник пресс-службы МВД Азербайджана.

"Кавказский узел" также писал, что помощник главы ПНФА Фаиг Амирли был задержан 8 апреля, и на следующий день суд приговорил его к 30 суткам административного ареста по обвинению в нарушении карантинного режима.

Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа отслеживаются на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"