Политологи назвали попыткой усмирить оппозицию помилование Окруашвили и Угулавы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Президент Грузии Саломе Зурабишвили помиловала оппозиционеров Ираклия Окруашвили и Георгия Угулаву, указав, что делает это в интересах страны. Решение президента стало оптимальным вариантом, при котором были выполнены требования оппозиции, при этом партия "сохранила лицо", заявили опрошенные "Кавказским узлом" политологи.

Как писал  "Кавказский узел", 15 мая Саломе Зурабишвили подписала указ о помиловании двух осужденных лидеров оппозиционных партий – основателя "Победившей Грузии" Ираклия Окруашвили и генерального секретаря "Европейской Грузии" Георгия Угулавы. Освобождение политзеков было одним из условий договоренности об изменении системы парламентских выборов, достигнутой на встрече с участием иностранных дипломатов. 

8 марта на встрече с участием иностранных дипломатов власти Грузии и представители оппозиции договорились об изменении системы парламентских выборов. Договоренность будет действовать при условии освобождения политзаключенных, заявили представители оппозиции, назвав конкретные имена. Договор не предусматривает конкретных имен, возразили власти Грузии. Соглашением между "Грузинской мечтой" и оппозицией власти признали наличие политзаключенных, а также влияние на правосудие, заявили аналитики. Договоренность о новой системе выборов усилит влияние партий в парламенте, отметили представители грузинских НПО. 

На брифинге, проведенном после издания указа, Саломе Зурабишвили пояснила, что акт помилования не означает, что оппозиционеры оправданы – они остаются в статусе виновных, но освобождаются от наказания.

"Я не помиловала и не помилую по просьбе кого-либо, чужой указке, давлению, угрозе, рекомендации, запугиванию, и это я уже не однократно доказала", – сказала Зурабишвили в прямом эфире телекомпании "Имеди", слова которой перевел корреспондент "Кавказского узла". При этом президент заявила, что в стране нет политзаключенных. "Политик, который отбывает тюремное заключение за серьезное и широко известное уголовное преступление, не называется политзаключенным, он просто виновный политик", –  сказала она.

Лидеры оппозиции заявили, что считают Угулаву, Руруа и Окруашвили политзаключенными, так как все трое были арестованы после начала  акций протеста в июне 2019 года.

Протесты в Грузии начались после того, как 20 июня 2019 года на заседании парламентской ассамблеи в здании парламента Грузии депутат Госдумы России Сергей Гаврилов сел в кресло спикера грузинского парламента. Протестующие потребовали отставки спикера парламента Грузии Ираклия Кобахидзе, освобождения задержанных, отставки министра внутренних дел Георгия Гахарии и проведения парламентских выборов по пропорциональной системе. Утром 21 июня силовики разогнали акцию протеста, Минздрав сообщил тогда о госпитализации 240 человек, говорится в справке "Кавказского узла" "Главное о протестах в Грузии–2019". 

20 июня 2019 года акция протеста была проведена спонтанно, но проведение последующих акций активно поддерживал Георгий Руруа, он также является одним из главных акционеров телекомпании "Мтавари архи", которую связывают с оппозицией, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" вице-спикер парламента от "Европейской Грузии" Серги Капанадзе. Руруа арестовали как одного из инициаторов этих акций протеста для последующего их ослабления, считает он.

"Руруа коллекционирует оружие... Воспользовавшись его увлечением, ему в машину подбросили оружие и задержали за то, что оно не было зарегистрировано", – утверждает Капанадзе.

По его словам, Угулава также являлся одним из лидеров оппозиции, принимавших участие в летних акциях протеста, и его во второй раз осудили за то преступление, за которое он уже отбыл наказание. Капанадзе считает, что подобными задержаниями власти преследуют политических оппонентов.

В сентябре 2015 года Гиги Угулава был приговорен к 9 годам тюрьмы по обвинению в нескольких преступлениях, в том числе присвоении телекомпании "Имеди" и  давлении на членов избиркома. В результате амнистии и переквалификации обвинения он вышел на свободу уже 6 января 2017 года, говорится в биографической справке о Гиги Угулаве, опубликованной на "Кавказском узле".

Окруашвили задержали после его политических выступлений, на которых он говорил о создании политической партии и начале его активного участия в политике, рассказал лидер партии "Победившая Грузия" Константин Кемулария. Он отметил, что официальной причиной задержания Окруашвили стали организация акции и участие в насилии во время протестов 20 июня, но суд оправдал его по обвинению в насилии и организации акции и признал виновным только в участии в ней. "Окруашвили... стал говорить кое-какие вещи, которые не понравились Бидзине Иванишвили (лидеру "Грузинской мечты", – прим. "Кавказского узла"). И его (Окруашвили) арестовали", – сказал Кемулария.  Он отметил, что до этого у Окруашвили и Иванишвили были хорошие отношения.

Очередные парламентские выборы в Грузии запланированы на октябрь 2020 года. Парламентская предвыборная кампания в стране будет проходить в условиях ограничений, введенных из-за эпидемии коронавируса. Оппозиционеры готовы соблюдать ограничения при агитации, но требуют от властей выполнения всех договоренностей и предостерегают правящую партию от переноса выборов. 12 мая представители оппозиции заявили, что власти пытаются уклониться от выполнения обязательства об освобождении политзеков, в числе которых были названы имена трех оппозиционеров  – Ираклия Окруашвили, Гиги Угулавы и Георгия Руруа. 

Политологи назвали компромиссом решение о помиловании оппозиционеров

Помилование президентом Окруашвили и Угулавы – оптимальный вариант, при котором выполнены требования оппозиции и сохранено лицо "Грузинской мечты", которая не изменила свою позицию, считает руководитель "Грузинского фонда стратегических и международных исследований" Валерий Чечелашвили. "В этом случае "Грузинская мечта" использовала хорошую возможность продемонстрировать то, что Зурабишвили действительно независимый президент", – пояснил он  корреспонденту "Кавказского узла".

Координатор программы Международного центра по конфликтам и переговорам Заал Анджапаридзе не исключил, что принятие решения о помиловании Угулавы и Окруашвили могло произойти под давлением международного сообщества. Публично были сделаны заявления нескольких сенаторов и конгрессменов США, депутатов Европейского парламента, но кулуарно могло оказываться серьезное давление на власти Грузии.

3 декабря 2019 года конгрессмены США опубликовали открытое письмо премьер-министру Грузии Георгию Гахарии, в котором выражали разочарование тем, что "в парламенте потерпела крах обещанная реформа, которая должна была установить пропорциональную систему выборов". 22 января четыре конгрессмена США – Адам Кизингер, Герри Конноли, Эллиот Энджел и Майкл Маккол написали еще одно аналогичное обращение к грузинскому премьер-министру. 29 января американские сенаторы Джим Риш и Джин Шахин также обвинили грузинские власти в невыполнении обещания о переходе на новую избирательную систему.

"Чтобы не доводить ситуацию до белого каления, "Грузинская мечта" задействовала президента, чтобы он их (оппозиционеров) помиловал. "Грузинской мечте" не выгодно перед выборами накалять ситуацию. В этом случае правящая партия и оппозиция сохранят лицо", – сказал Анджапаридзе корреспонденту "Кавказского узла". Выполнение "Грузинской мечтой" требований оппозиции об освобождении Угулавы, Руруа и Окруашвили сторонники правящей партии могли счесть за поражение партии, поскольку считают этих людей преступниками, которые должны отбыть полный срок заключения, подчеркнул он.

Доктор военно-политических наук Вахтанг Маисая уверен, что в Грузии нет политзаключенных, и заявления об этом – инсинуации, которые носят политический характер. "Вина Угулавы, Руруа и Окруашвили доказана, за это они отбывают срок наказания. Их нельзя считать политзаключенными, они не подходят даже по тем критериям, которые приняла Парламентская ассамблея Совета Европы в 2012 году", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

3 октября 2012 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию относительно понятия "политзаключенный". В частности, политзаключенным человек считается, если его задержание нарушило одну из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека, если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам, если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия не пропорциональны преступлению и др.

Он отметил, что в период правления «Грузинской мечты» партия досрочно не освободила ни одного заключенного оппозиционера, в частности, Бачан Ахалая и Вано Мерабишвили. Он также привел в пример третьего президента Грузии Михаила Саакашвили, заочно осужденного и который в настоящее время официально находится в розыске.

22 октября 2014 года политический деятель, бывший министр обороны Грузии Бачо Ахалая, обвиненный по ст.144-1 УК Грузии (пытки), был осужден на семь лет и шесть месяцев лишения свободы. В 2016 году Вано Мерабишвили был приговорен к 6 годам и 9 месяцам заключения по делу об избиении депутата парламента Валерия Гелашвили. Мерабишвили дважды отказывали в условно-досрочном освобождении, эти решения суда его защита расценивала как политически мотивированные. 20 февраля Мерабишвили, осужденный в 2016 году на шесть лет и девять месяцев лишения свободы, вышел на свободу.  Третий президент страны Саакашвили был заочно осужден на три года по делу о превышении полномочий при помиловании осужденных за убийство бизнесмена Сандро Гиргвлиани и к шести годам по делу об избиении в 2005 году депутата парламента Валерия Гелашвили. Ему также предъявлены другие обвинения, в частности, в растрате бюджетных средств, разгоне акции оппозиции в ноябре 2007 года, погроме в телекомпании "Имеди", изъятии собственности у миллиардера Бадри Патаркацишвили. В январе грузинская полиция заподозрила Михаила Саакашвили в причастности к попытке свержения власти на основании его слов о том, что летом 2019 можно было добиться "падения режима".

"Правительство было вынуждено пойти на этот шаг... и их выпускают в качестве политзаключенных", – сказал член политического совета партии "Европейская Грузия - Движение за свободу" Гиви Таргамадзе в эфире "Рустави 2".

"Это позитивный шаг. Главное, что соглашение от 8 марта выполняется, и страна примет кодекс о выборах, который более или менее приемлем для страны", – сказал журналистам член политического движения "Победоносная Грузия" Гурам Чалагашвили.

Напомним, 13 апреля суд признал бывшего министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили виновным в участии в беспорядках на акции протеста в Тбилиси 20-21 июня 2019 года и приговорил к пяти годам лишения свободы. 10 февраля суд назначил бывшему мэру Тбилиси, одному из лидеров партии "Европейская Грузия" Гиги Угулаве три года и два месяца заключения. Инвестор оппозиционной грузинской телекомпании "Мтавари архи" Георгий Руруа в ноябре 2019 года был арестован по обвинению в незаконном ношении оружия.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"