Родные заключенных усомнились в данных Минюста о числе зараженных в тюрьмах Азербайджана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
COVID-19 диагностирован у 33 заключенных в тюрьмах Азербайджана, заявил Минюст страны. Родственники заключенных считают, что зараженных гораздо больше и обеспокоены за здоровье осужденных.
Как писал "Кавказский узел", на сегодня общее число смертей от коронавирусной инфекции в Азербайджане достигло 35, а зараженных - 2758.
С 24 марта в Азербайджане действует режим карантина, 1 мая власти объявили о продлении карантинного режима до 31 мая, но с отменой ряда ограничений, говорится в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа". На главной странице "Кавказского узла" не реже шести раз в сутки обновляется карта, на которой указано число зараженных коронавирусом в странах Южного Кавказа и на юге России.
Коронавирус выявлен у 33 заключенных в Азербайджане, они изолированы и проходят лечение, сообщил Минюст Азербайджана вечером 12 мая.
"Состояние пациентов в настоящее время стабильное, они находятся под наблюдением врача. В целях предотвращения распространения пандемии в пенитенциарных учреждениях продолжаются комплексные дезинфекционные, медицинские, профилактические и другие превентивные мероприятия", - сказано в сообщении Минюста, которое перевел корреспондент "Кавказского узла".
По словам Амины Гаджиевой, сестры бывшего главы ОАО "Международный банк Азербайджана" (МБА) Джахангира Гаджиева, отбывающего наказание в колонии №13, "санитарно-гигиеническая ситуация в данном учреждении тяжелая".
"Эта колония находится в Гарадагском районе близ каменных карьеров. Осужденные заглатывают всю пыль с карьеров, и это все собирается у них в легких. С другой стороны, в связи с карантином введен запрет на передачу еды заключенным. Кто имеет возможность, покупает продукты в магазине колонии. Но продукты, в отличие от еды домашнего приготовления, не подвергаются термической обработке. У некоторых средств нет, они не могут покупать продукты. В результате слабого питания у заключенных ослабевает иммунитет, и они становятся подверженными заражению вирусами. Там массово люди болеют. И никаких мер не принималось. Только после того, как я обратилась к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву через СМИ, Минюст признал наличие инфицированных", - рассказала Гаджиева корреспонденту "Кавказского узла".
Она утверждает, что "на самом деле, больных не 33, а больше". "В предыдущий раз мы с Джахангиром говорили по телефону в прошлую субботу (9 мая), тогда тесты дали положительные результаты у 28 человек. Сегодня вечером он вновь позвонил. Джахангир сообщил, что из их колонии вывезли уже 96 заключенных. Только из его барака, где содержались 60 человек, вывезли 30 осужденных. Реальное число больных неизвестно. Обследования проводятся экспресс-тестами, но они неточны. Даже температуру им меряют неточными приборами - электронными термометрами, которые через пять минут могут показывать совершенно разные данные", - сказала Гаджиева.
Сестра заключенного выразила тревогу за его здоровье и жизнь. "Джахангир за последние два месяца болеет по четвертому кругу. У них вновь очень тяжелый удушающий кашель, болит горло. Я сама врач и каждый раз посылаю ему лекарства. Но, точно, чем он болеет, мы не знаем… У него обострились хронические заболевания, и уже дважды происходила остановка сердца. Мой брат - в группе риска", - отметила Амина Гаджиева.
Она считает необходимым временно освободить осужденных и перевести их под домашний арест.
"Справедливости ради надо отметить, что администрация колонии всячески стремится облегчить положение осужденных. Они даже покупают продукты тем, у кого нет средств. Однако этим проблему не решить. Надо освободить осужденных из колоний хотя бы временно и перевести их на домашний арест", - уверена Гаджиева.
Талех Рустамов, брат признанного политзаключенным Салеха Рустамова также сообщил о массовых случаях заражения коронавирусом в колонии №13.
"Еще в середине марта, когда карантин только начинался, в колонии многие заболели, у них была повышенная температура. Я тогда передал в колонию лекарства против температуры для брата и еще на 20 человек. Салех еще тогда говорил, что это какой-то особенный грипп. Люди в день по два-три раза падали в обморок. Но никаких обследований не провели. Только одного заключенного вывезли и, что с ним стало, неизвестно. Неделю назад в колонии вновь осужденные стали в массовом порядке заболевать. Только после этого стали проводить анализы на коронавирус. Сегодня Салех звонил и сказал, что за последние дни увезли из колонии порядка 90 человек. Салеху тоже делали тест, но у него вирус, очевидно, не обнаружили, раз оставили. Сегодня я отнес лекарства, но их, в отличие от предыдущего случая в марте, не приняли", - сказал Талех Рустамов корреспонденту "Кавказского узла".
Активист движения Nida Илькин Рустамзаде, который провел в колонии №13 более четырех лет, также уверен, что число заразившихся больше официальных данных.
"Продолжающие отбывать наказание в колонии №13 мои друзья сообщили мне о большом количестве заключенных с повышенной температурой. Об этом они сообщали еще неделю назад. Там очень высокая плотность. Когда один человек заражался гриппом, то за очень короткое время все осужденные заболевали. В учреждении, рассчитанном для содержания 280 человек, в наше время находились 1400 заключенных, а сейчас там 1200. Все равно это много. В таких условиях вирус будет стремительно распространяться", - сказал Рустамзаде корреспонденту "Кавказского узла".
Он отметил, что в колонии есть клуб, оборудованный под медпункт. "Но это здание непригодно для содержания больных. Там пол бетонный, нет вентиляции", - заявил активист.
На его взгляд, "ситуация усугубляется коррупцией". "В системе юстиции есть грамотные врачи. Снабжение лекарствами также на достаточно высоком уровне. Однако 99 процентов лекарств не доходят по назначению и распродаются. Но и те лекарства, которые поступают в пенитенциарные учреждения, также отпускаются заключенным за плату, немного меньшую, чем их рыночные цены. Нет понятия бесплатных лекарств. Только те, кто жалуются, отстаивают свои права, могут получать лекарство бесплатно. С другой стороны, Лечебное учреждение Минюста не в состоянии лечить сотни заразившихся лиц. Поэтому, пока вирус не попал в другие колонии, надо максимально освободить их", - считает Рустамзаде.
По его мнению, "в первую очередь, надо выпустить политзаключенных и других лиц, отбывших более половины срока, лиц, осужденных за не менее тяжкие преступления".
Другой бывший политзаключенный Анар Мамедли считает, что заразившихся следует поместить в гражданские клиники.
"Ни в медпункте колонии №13, ни в госпитале Пенитенциарной службы нет достаточных условий для лечения инфицированных коронавирусом. Мы не знаем, где лечат больных. Думаю, если еще их не поместили в специализированные гражданские клиники, то должны обязательно сделать это. Остальных заключенных надо перевести в карантин. Многих осужденных и, в первую очередь, политзаключенных, осужденных за нетяжкие преступления, следовало бы освободить, как это было сделано в Турции, Иране и других странах", - сказал Мамедли корреспонденту "Кавказского узла".
Бывший политзаключенный, глава Клуба прав человека Расул Джафаров считает, что за распространение коронавируса в колонии ответственна Пенитенциарная служба. "Либо не были проведены профилактические, дезинфекционные работы, либо их провели слабо. С другой стороны, у нас в тюрьмах высокая плотность. В отчете Совета Европы от 2019 года было указано, что Азербайджан занимает второе после РФ место по плотности заключенных в учреждениях по отбыванию наказания. В нынешних условиях пандемии это большая угроза", - уверен Джафаров.
По его словам, в апреле из тюрем были освобождены 400 заключенных. "Но это очень мало. В тюрьмах содержатся порядка 16 тысяч человек. Многие из них осуждены за нетяжкие преступления", - отметил Джафаров.
Член общественного комитета по мониторингу пенитенциарных учреждений Алимамед Нуриев в свою очередь, сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что коронавирус попал в учреждения от одного из заключенных.
"Этого осужденного в связи с состоянием здоровья вывозили на лечение. По возвращении его проверили, и у него оказалась температура. Анализы на коронавирус показали положительный результат. Были выявлены лица, находившиеся в контакте с заразившимся в колонии. Они взяты на карантин. У остальных заражения не было выявлено", - сказал Нуриев.
По его словам, с 11 марта в пенитенциарных учреждениях проводятся меры по изоляции. В ходе мониторингов не было выявлено заражений. Нуриев считает необходимым расширение тестовых исследований в колонии №13 и других учреждениях. В целях профилактики следует протестировать и всех других лиц, входящих в колонию и выходящих из нее. Он также предлагает ускорить освобождение лиц, совершивших нетяжкие преступления, тех, кому осталось немного времени до окончания срока наказания, а также больных из группы риска заражения.
Получить комментарии в Пенитенциарной службе и Минюсте не удалось.
Советы специалистов, как избежать инфицирования COVID-19, собраны в справке "Кавказского узла" "Врачи про коронавирус: что делать?". В материале "Коронавирус. Горячие линии" указаны номера телефонов для консультаций по COVID-19. Данные о штрафах за нарушение карантина приведены в материале "Сколько стоит побег из карантина". Новости о распространении коронавируса на юге России и в странах Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на странице "Коронавирус рвется на Кавказ".
Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" опубликовал на тематической странице "Преследование активистов". Справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане" размещена в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" .