Суд в Баку оставил религиозного активиста под стражей

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Активист движения "Мусульманское единство" Хикмет Агаев при рассмотрении его апелляционной жалобы на арест отверг обвинения в нарушении карантинного режима и неподчинении полиции, а также рассказал о пытках. Однако суд оставил его жалобу без удовлетворения.

Как писал "Кавказский узел", Хикмет Агаев был задержан 10 апреля, когда вез продукты для малообеспеченных семей. У него не оказалось смс-пропуска для выхода из дома в условиях карантинного режима. Полиция не приняла доводы активиста о том, что он развозит продукты нуждающимся и оштрафовала его. Агаев в прямом эфире на своей странице в Facebook заявил, что дорожная полиция помешала ему доставить помощь малоимущим, показав автомобиль, заполненный пакетами с продуктами. 11 апреля Хикмета Агаева забрали из своего магазина, когда он собирал очередную партию помощи. 12 апреля суд приговорил его к 25 суткам административного ареста по обвинению в нарушении карантинного режима и неподчинении полиции. 17 апреля Агаев сообщил родным, что подвергся пыткам.

С 24 марта в Азербайджане действует режим карантина. С 5 апреля в стране введена разрешительная система передвижения, говорится в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа". На главной странице "Кавказского узла" не реже, чем шесть раз в сутки обновляется карта с указанием числа зараженных на юге России и Южном Кавказе на основании данных Роспотребнадзора, Минздрава России и университета Джонса Хопкинса.

Жалоба Агаева на арест была рассмотрена 5 мая в Бакинском апелляционном суде, рассказала сегодня корреспонденту "Кавказского узла" член Общественного комитета защиты прав арестованных исламистов, правозащитница Арзу Абдулла.

"Хикмет Агаев отверг обвинения. Активист сказал, что не нарушал карантинного режима, и утверждения о том, что он не подчинился полиции, также не соответствуют действительности. Хикмет подтвердил в суде, что подвергся пыткам с целью получения у него кода мобильного телефона. Он показал судьям припухлость пальцев руки", - рассказала Абдулла.

По ее словам, Агаев также сообщил, что 30 апреля его посетили следователь прокуратуры и эксперт. "По словам Хикмета, он показал следователю и эксперту следы насилия на его теле, сообщил о болях в ухе", - сказала Абдулла.

Правозащитница сообщила, что Агаев настаивал на медицинском обследовании, но ему сказали, что он сможет пройти его по завершении срока ареста. "Хикмет сказал, что к тому времени следы насилия могут исчезнуть. Но следователь и эксперт никак не отреагировали на это", - утверждает Абдулла.

Агаев рассказал суду, что в полиции расспрашивали о причинах оказания им помощи людям и источниках его средств, отметила она.

"Хикмет сказал, что был изумлен тем, что его подвергли бесчеловечному обращению за оказание помощи людям, раздачу продуктов. Он сказал, что помогал людям за счет собственных денег - доходов от своего продуктового магазина", - продолжила Абдулла.

По словам правозащитницы, адвокат Джавад Джавадов ходатайствовал о просмотре записей с камер видеонаблюдения, размещенных напротив магазина Агаева и в Хатаинском районном управлении полиции. "По словам адвоката, видеозаписи подтвердят, что Агаев не был задержан в месте, которое указано в протоколе полиции и решении суда", - отметила Абдулла.

Адвокат заявил, что после задержания Агаеву не предоставили спального места, принудив спать на бетонном полу. Джавадов просил суд расследовать это и признать как факт бесчеловечного обращения. "Однако судья не удовлетворил ни одно из ходатайств и саму жалобу, оставив в силе решение об аресте Агаева на 25 суток", - сказала Абдулла.

Адвокат Джавадов подтвердил корреспонденту "Кавказского узла" слова Абдуллы. Он отметил, что, поскольку по административным делам апелляционный суд является высшей национальной судебной инстанцией, теперь защита может обратиться в ЕСПЧ.

По мнению адвоката, в отношении Агаева нарушен ряд статей Европейской конвенции, в том числе ст. 3 (запрет пыток и бесчеловечного обращения), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и др.

В Бакинском апелляционном суде подтвердили информацию об отклонении жалобы Агаева.

Глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов сомневается, что прокуратура объективно рассмотрит жалобу на пытки.

"Вряд ли расследование будет объективным. Прокуратура формально начала расследование. Она не может не отреагировать на жалобу. Но это расследование будет тянуться, назначение экспертизы - откладываться до тех пор, пока следы насилия не исчезнут. Потом объявят, что, поскольку медицинского подтверждения следов насилия нет, то оснований в возбуждении уголовного дела нет. Единственный выход - добиться хоть как-то справедливости и возмещения морального и физического ущерба - это довести дело до ЕСПЧ", - сказал правозащитник корреспонденту "Кавказского узла".

Арест Агаева ранее осудил общественный Комитет против репрессий и пыток в Азербайджане.

Напомним, международная правозащитная организация Human Rights House также раскритиковала власти Азербайджана за преследование критиков правительства во время пандемии. Чрезвычайные меры, принимаемые для защиты населения, должны быть временными, содержать адекватные гарантии предотвращения злоупотреблений, быть строго пропорциональными реальной угрозе, однако действия властей Азербайджана противоречат требованиям международного права и нарушают обязательства этой страны перед международными организациями, заявила правозащитная организация.

Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа размещены на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". 

Материалы о распространении коронавируса на юге России и Южном Кавказе "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"