Угроза кризиса подстегнула власти Азербайджана ужесточить преследование оппозиции
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти Азербайджана по максимуму используют ограничения карантинного режима, чтобы нейтрализовать оппозицию, так как опасаются протестов на фоне экономического кризиса из-за пандемии коронавируса и падения цен на нефть, считают опрошенные "Кавказским узлом" бакинские правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", 13 апреля Национальный совет демократических сил Азербайджана указал на новую волну репрессий против критиков властей Азербайджана. Оппозиционеры потребовали от властей немедленно освободить арестованных по ложным обвинениям активистов и прекратить их преследования. Аналитики назвали аресты "превентивными" мерами против активизации протеста на фоне социальной напряженности в период карантинного режима. К 15 апреля Общественный комитет против репрессий и пыток в Азербайджане насчитал 17 арестованных по уголовным и административным делам в период карантинного режима.
С 24 марта в Азербайджане действует режим карантина. Людям старше 65 лет (не имеющим трудовых контрактов) запрещено выходить на улицу, остальным разрешено покидать дома в особо оговоренных случаях. С 5 апреля в стране введена разрешительная система передвижения, говорится в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа". На главной странице "Кавказского узла" не реже, чем шесть раз в сутки обновляется карта с указанием числа зараженных на юге России и Южном Кавказе на основании данных Роспотребнадзора и университета Джонса Хопкинса.
Власти Азербайджана используют карантин, введенный для борьбы с распространением коронавируса, для преследования критиков правительства, убежден эксперт в области права, бывший член Коллегии адвокатов Ялчин Иманов. Штрафы и аресты граждан по обвинению в нарушении карантинного режима неправомерны, заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
"В законодательстве нет понятия "особый карантинный режим". Власти ссылаются на статью 25 закона "О санитарно-эпидемиологической безопасности", который был принят еще в 1992 году. Эта статья предполагает, что "при угрозе возникновения или распространения инфекционных, паразитарных, неинфекционных массовых заболеваний правительство главные государственные санитарные врачи в пределах своей компетенции вводят в установленном порядке на соответствующих территориях или объектах особые условия и режимы труда, учебы, передвижения, перевозок, а при необходимости проводят работы по обеззараживанию, дезинфекции, направленные на предупреждение возникновения и распространения этих заболеваний и их ликвидацию". То есть закон предусматривает введение некоего ограничительного режима лишь "на соответствующих территориях или объектах". Но нынешний особый карантинный режим, как известно, введен по всей стране, что явно не соответствует букве упомянутого закона", - пояснил Иманов.
Он подчеркнул, что в указанном законе не прописано ограничение свободы передвижения граждан. "По Конституции только при режиме чрезвычайного положения может быть ограничена свобода передвижения. Но такой режим не введен. Стало быть, ограничения свободы передвижения граждан и тем более аресты в условиях особого карантинного режима неправомерны", - отметил эксперт.
В свою очередь полиция и суды ссылаются на статью 211.1 (нарушение карантинного режима) Кодекса об административных проступках. По словам Иманова, эта норма вступает в противоречие со статьей 28 Конституции, которая гласит: "Каждый, законно находящийся на территории Азербайджанской Республики, может свободно передвигаться, выбирать себе место жительства и выезжать за пределы республики".
Он считает, что в отношении некоторых оппозиционеров правила карантинного режима "были применены произвольно".
"Скажем, финансовый директор газеты "Азадлын" Фаиг Амирли был задержан у своего дома и арестован по обвинению в нарушении карантинного режима на 30 суток. Однако при нем было редакционное удостоверение, а для сотрудников, согласно правилам, установленным кабинетом министров, не требуется специальное разрешение на выход из дома", - рассказал правозащитник.
Он также привел другой пример, по его мнению, подтверждающий факт преследования представителей оппозиции: "В постановлении Джалилабадского районного суда в отношении члена верховного меджлиса партии Народного фронта Азербайджана ( ПНФА) Анара Меликова говорится, что 18 марта он, разместив в Facebook ложную информацию о карантине, вызвал замешательство среди населения".
"Во-первых, режим карантина был введен с 24 марта; во-вторых, как может какой-нибудь критический пост в социальной сети нарушить противоэпидемический режим? На самом же деле активист писал о жалобах граждан, помещенных на карантин, на условия в больнице, где их содержали", - отметил Иманов.
Он также обратил внимание на то, что "суды безосновательно назначают активистам максимальное наказание – 30 суток ареста". "Даже если предположить, что в деяниях (оппозиционных активистов, - прим. "Кавказского узла") имелись признаки состава административного правонарушения, цели административного наказания можно было достичь и штрафом", - заключил эксперт.
Парламент Азербайджана установил меры наказания за нарушения эпидемиологического, карантинного и санитарно-гигиенического режимов, согласно которым для физических лиц предусмотрен штраф на сумму от 100 до 200 манатов (от 60 до 120 долларов США), для должностных - от 1500 до 2000 манатов (900-1200 долларов). В зависимости от обстоятельств может быть применено и наказание в виде ареста сроком до 30 суток. Внесены также поправки в Уголовный кодекс Азербайджана, которые предусматривают штрафы до 5 тысяч манатов (3000 долларов), ограничение или лишение свободы на срок до 3 лет за нарушение режимов, если оно повлекло распространение заболеваний или вызвало угрозу их распространения. Информация о штрафах, предусмотренных за нарушение режима карантина в разных странах мира, представлена в материале "Кавказского узла" "Сколько стоит побег из карантина".
Власти, преследуя активистов, стараются нейтрализовать возможные угрозы режиму "в условиях разрастания социального недовольства населения", считает глава Института общественной политики Бахтияр Гаджиев.
"Ввод особого карантинного режима вызвал массовое закрытие рабочих мест. Поскольку большая часть населения имеет поденные заработки, это лишило людей дохода. Предоставляемые властями компенсации неадекватны потеряем, тем более что охвачены не все слои населения. Обвал цен на нефть в ближайшие месяцы не предвещает правительству ничего хорошего. Не трудно спрогнозировать ухудшение материального положения населения. Это неизбежно вызовет всплеск социального недовольства. Поэтому власти уже сейчас превентивно, как им кажется, нейтрализуют всех тех, кто может встать во главе этих протестов", - сказал Гаджиев корреспонденту "Кавказского узла".
По мнению эксперта, "власти идут не тем путем". "Есть объективные законы экономики и общества. Административными и репрессивными мерами бороться с экономическим кризисом и социальным недовольством населения невозможно. Репрессии могут только усилить гнев населения. Допустим, все те лидеры, которые могли бы встать во главе протестов, будут изолированы. В таком случае протесты могут обрести стихийный неуправляемый характер, и это ничего хорошего ни власти, ни стране не сулит. Поэтому вместо репрессий надо реализовывать меры по достижению гражданского согласия, освободить политзаключенных, привлечь гражданское общество к участию в принятии важных государственных решений, в том числе антикризисных мер", - подчеркнул Гаджиев.
Кабинет министров Азербайджана 4 апреля утвердил пакет мер для оказания финансовой поддержки бизнесу и населению, пострадавшим от коронавируса. План действий предусматривает выделение 1 млрд манатов (588 млн долларов США). Меры правительства по поддержке населения в период пандемии коронавируса не охватывают всех нуждающихся в помощи в условиях карантина и вынужденной безработицы, заявили аналитики. Недостаточной сочли поддержку и жители страны.
Об отсутствии реальной угрозы режиму со стороны оппозиции заявил глава Бакинской школы журналистики, политолог Зардушт Ализаде. Он считает, что "традиционная оппозиция Азербайджана многие годы не может представить реальной альтернативы политике властей".
"Она действует избитыми методами, предсказуема и потому никакой опасности власти не представляет. Другой вопрос, что социальное недовольство населения может достичь критической точки. Из-за карантина массы людей остались без работы. Их доходов хватало на то, чтобы прокормить себя на день. Теперь они лишены источника. Недовольство населения может постепенно перерасти в ропот, а потом в массовое протестное движение. Вот это будет для правительства большой проблемой", - сказал политолог корреспонденту "Кавказского узла".
Чтобы не допустить нарастания социального недовольства, власти уже вынуждены срочно принимать меры, отметил Ализаде. "Они увеличили число лиц, которым выплачивается двухмесячное пособие в размере 190 манатов (111 долларов США). Первоначально оно было предусмотрено только для 200 тысяч безработных. Позже число получателей пособия увеличили до 600 тысяч человек. Теперь пособия выдают не только безработным, но и части людей, которые заняты неофициально, без оформления. Кроме того, власти объявили, что с 27 апреля смягчают ограничения и открывают для работы многие сферы торговли и услуг. Именно в этих сферах люди имеют поденные заработки", - сказал Ализаде.
Аресты активистов эксперт объяснил излишним "усердием силовиков": "Бюрократия всегда должна оправдывать свое существование. В нынешних условиях, когда силовикам предоставлены широкие полномочия, они с особым рвением доказывают свою полезность, раздувая "оппозиционную угрозу", - сказал Ализаде.
Исполнительный директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов предположил, что власти намеренно нагнетают обстановку вокруг оппозиции, "чтобы отвлечь людей от реальных проблем".
"Оппозицию объявляют "врагами", "пятой колонной", чтобы представить их как вредителей, которые мешают благородным государственным мужам заботиться о народе в трудное время. Поиск внутренних врагов присущ авторитарным режимам, тем более что власти имеют мощный репрессивный аппарат. Но если падение цен на нефть затянется, то это создаст тяжелое экономическое положение в стране, правительство вынуждено будет пойти на резкую девальвацию маната. В такой ситуации дальнейшая репрессивная политика может обернуться бумерангом, и страну могут охватить массовые протесты, которые сдерживать будет сложно", - сказал Гусейнов.
О злоупотреблении властями Азербайджана карантинным режимом заявил глава Центра экономических и политических исследований Far Centre Хикмет Гаджизаде. Он убежден, что "обвинения в адрес оппозиции голословны".
"С самого начала оппозиционные организации призывали власти срочно принимать меры социальной изоляции, ограничили свою политическую деятельность. Но режиму удобно "перевести стрелки" недовольства населения на оппозицию, представить ее как "паразитов, радующихся народному горю". Это рассчитано на обывателя, а у думающих людей, интеллектуалов такие методы вызывают отвращение. Поэтому затеянная официальной пропагандой игра является палкой о двух концах и может привести совсем к другим последствиям", - сказал эксперт "Кавказскому узлу".
По его словам, на сегодняшний день деятельность оппозиции проявляется только в социальных сетях. "И до пандемии оппозиция общалась с народом только через социальные сети. Телевидение для нее закрыто. Митинги и даже небольшие пикеты де-факто запрещены. Несогласованные акции жестко пресекаются полицией", - констатировал Гаджизаде.
Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа размещены на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
Материалы о распространении коронавируса на юге России и Южном Кавказе "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".