Вмешательство чиновников в сбор денег для больной девочки в Чечне привлекло внимание исламоведов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Помощь нуждающимся приветствуется в исламе, существуют даже специальные налоги, средства от сбора которых идут на поддержку малоимущих, отметили опрошенные "Кавказским узлом" исламоведы, комментируя критику властей Чечни в адрес женщины, собиравшей деньги на лечение дочери.
Как писал "Кавказский узел", 17 апреля глава Гудермесского района в эфире ЧГТРК "Грозный" отчитал местную жительницу, которая собрала через соцсети 190 тысяч рублей на операцию для ребенка параллельно с получением 30 тысяч рублей от фонда Кадырова. Ее дочь не нуждалась в такой операции, хотя диагноз у нее действительно серьезный, заявили в сюжете телекомпании чеченские и московские врачи. Сюжет об извинениях за сбор денег указал на стремление властей Чечни монополизировать благотворительность, считают Михаил Рощин и Светлана Ганнушкина.
Родственники-мужчины "категорически запрещали" женщине собирать деньги, ее находящийся на заработках супруг регулярно отправляет семье деньги, а государство выплачивает ребенку 25 тысяч рублей пенсии, сообщили авторы сюжета. Деверь женщины извинился за нее в телеэфире, пояснив, что его брат "получает три тысячи рублей в день на работе".
Ислам поощряет любую помощь нуждающимся, отметил профессор Высшей школы экономики, юрист и исламовед Леонид Сюкияйнен.
"Искренняя помощь нуждающимся - дело благое. Считается, что лучше смотреть на руку, которая не над тобой, а которая под тобой, которая ниже тебя, которой ты можешь оказать какую-то помощь [...] Поэтому любые формы в данном отношении могут использоваться в зависимости от ситуации. В современных условиях это может быть и прямая какая-то помощь, и социальные программы, и благотворительные общества. Все это рассматривается как дело благое, богоугодное", - рассказал он 21 апреля корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Сюкияйнена, с точки зрения шариата, если у человека есть средства, которые превышают его личные потребности, то благим делом будет поделиться частью излишков с теми, кто нуждается.
"Есть известный хадис, передающий слова пророка. Если у кого-то хватает добра всякого, то поделись с тем, кому не хватает. Если у кого-то много провизии, еды, а рядом есть кто-то, кто голодает, то поделись с ним той едой, которая превышает твои потребности. С точки зрения шариата благотворительность поощряется. Формы могут быть различными, никаких специальных ограничений нет. Все это должно делаться искренне, честно, с желанием помочь. Те же, кто обращается за такой помощью, не должны сильно просить - попрошайничество осуждается. Если кто-то нуждается и об этом известно, то помочь - дело поощряемое, благое", - пояснил профессор.
По его словам, государство тоже может принимать участие в благотворительной деятельности. "Если его функция организовать, чтобы действительно помощь поступала тем, кто в ней нуждается, чтобы был строгий контроль, то почему нет? Госструктуры могут участвовать, только не для себя делать это, а выполнять функции логистические, организационные. Никаких тут ограничений не существует. Но хорошо бы, чтобы это было прозрачно, и был орган нейтральный, объективный. Который мог бы контролировать, сколько средств поступает, и куда они расходуются", - отметил Сюкияйнен.
Он также отметил, что согласно шариату, пастбища, огонь и вода - это три вида благ, доступ к которым нельзя абсолютно ограничивать для тех, кто в них нуждается, и следить за этим должно государство. "Есть хадис, что пастбища, огонь, вода - это общее достояние. Они не могут быть монополизированы или даже приватизированы. Если кто-то хочет воды, утолить жажду и так далее, то никто не должен ограничивать его в этом, даже если водный источник принадлежит кому-то на правах частной собственности", - добавил Сюкияйнен.
Средства закята идут на оказание помощи малоимущим
В исламе существует специальный налог, который называется "закят" или очистительный налог, отметил ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, востоковед-арабист, доктор исторических наук Дмитрий Микульский.
"В соответствии с шариатом, с имущества и доходов состоятельных мусульман взимается 2,5 процента, и эти средства идут на оказание помощи малоимущим", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, фонд закята используется и для всех социальных проектов. "Адресная помощь от человека к человеку, конечно, может быть, но это дело добровольное", - уточнил он.
По словам Микульского, закят в современных условиях распределяет государство. "В Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ есть правительственные учреждения, в Египте - через министерство вакуфов и религиозных дел", - указал он, добавив, что существует и помощь через благотворительные организации и общины.
"Поскольку я занимался историей Средней Азии, то могу констатировать, что там через общину мусульман в каждом конкретном селении принято оказывать помощь нуждающимся, пострадавшим, сиротам", - подчеркнул Микульский.
Благотворительность чеченцев основана на исламских правилах
Среди чеченцев нет особых адатов по благотворительности, эта деятельность исходит из исламских правил, отметил чеченский бизнес-консультант Шамиль Бено.
"У нас, насколько я в курсе, соблюдается четко и ясно, если имеется в виду благотворительность. Дело в том, что закят - это налог, а благотворительность - это "ихсан", и она добровольная", - пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
Бено отметил, что благотворительность направлена в большей степени на ближайшее окружение. "Начинается с ближайших. Это, конечно, помощь адресная, когда ты помогаешь вспахать огород старикам, пищей помогаешь, деньгами. А закят - обязанность, ты платишь часть от доходов", - уточнил он.
По словам Бено, в исламе раньше эти вопросы решались через мечети, через общины. "Сейчас, в XXI веке, мечети во всех мусульманских странах перестали представлять собой общину, поэтому через Интернет собирают деньги. Это нормально. Такую помощь нужно оказывать людям, у которых нет по соседству близких родственников", - сказал он.
Помимо этого, сообщил Бено, в арабских странах, в мусульманских странах есть такое юридическое явление, как "вакф". "Это когда человек ради Аллаха переводит какую-то свою собственность в общественное достояние. Это может быть здание, школа, прибыль от дела, счет в банке [...] Это вакф. Централизованно осуществляется в мусульманских странах. Насколько я знаю, больше принят формат, когда за счет вакфа строят мечети, оплачиваются пособия паломников. В плане создания рабочих мест для бедных, когда раздают "удочки", а не "рыбу". Таких программ мало", - подчеркнул он.
Жители Чечни поддержали женщину, просившую о помощи
Опрошенные "Кавказским узлом" жители Чечни считают, что жительница Гудермесского района имела основания для того, чтобы собирать деньги на лечение дочери.
"Если мать просит помочь собрать деньги на лечение своего ребенка, значит, на то есть основания. Фонд [имени Кадырова] выделяет денежные средства лишь один раз, а дальше уже обращаться туда не имеет смысла. Она же сказала, что не отрицает получения помощи от фонда. Ей просто не дали высказаться, а преподнесли так, как им это выгодно. Мол, несмотря на помощь фонда, она собирала деньги на лечение, хотя ребенок не нуждается в операции. В общем, такой посыл, что все, что ни делается у нас хорошего, делается исключительно властями и фондом, и заниматься благотворительностью в обход этих двух структур не следует", - поделилась мнением Фатима.
Грозненец Ислам выразил недовольство в связи с тем, что власти в республике пытаются монополизировать благотворительность. "Взаимопомощь в тяжелой ситуации всегда у нас приветствовалась. Но сейчас, выходит, помогать людям имеет право только власть? Какое дело власти до того, кто и зачем организует сбор средств? И какое право имеет чиновник устраивать разбирательства по этому поводу? Если человек действительно совершил или собирался совершить аферу, то этим должны были заняться правоохранительные органы, но никак не чиновники", - считает он.
Жительница Чечни Марха сообщила, что была одной из тех, кто перечислил деньги Юсуповой. "Мне знакомая скидывала в WhatsApp сообщение, что мать просит помощи в сборе денег на лечение дочери. Были фото девочки и номер Qiwi-кошелька. Я перевела на счет 500 рублей. Потом через день или два в новостях показали эту женщину, объявили ее аферисткой. Но я не вижу причин ее осуждать, потому что хорошо знаю, какие расходы повлечет за собой выезд с ребенком на лечение за пределы республики. То, что фонд один раз оплатил лечение, что ей была выделена квота, ничего не значит, ведь попутные расходы очень серьезные. Я сама два года назад возила внука на операцию в Москву, поэтому знаю, что это такое. Я ничуть не жалею, что перевела ей деньги", - рассказала женщина.
Жители Чечни вынуждены публично каяться после давления и угроз, указала Международная кризисная группа в докладе "Чечня: внутреннее зарубежье", опубликованном на "Кавказском узле". О случаях принуждения к извинениям, которое с подачи Рамзана Кадырова практикуется и за пределами Чечни, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Мода на извинения: от Чечни до самых окраин" и в обновляемой "Хронике публичных извинений на Кавказе".
Материалы о практике публичных извинений "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Кого Кавказ извиняться заставляет".