Жена активиста Ведзижева обвинила федеральные СМИ в оговоре супруга

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Участник мартовских протестов в Магасе Юнус Ведзижев, который исчез после обысков в середине февраля, был необоснованно назван боевиком в сюжетах федеральных СМИ, заявила его супруга Мариам Хорава. Силовики хотели представить возможное убийство активиста как ликвидацию боевика, полагает она.

Как писал "Кавказский узел", 14 февраля знакомые ингушского активиста Юнуса Ведзижева, принимавшего участие в мартовских протестах в Магасе, сообщили, что в его доме в селе Плиево, а также у его родных проходят обыски. Позже источники в силовых структурах сообщили, что во время обыска Ведзижев обстрелял правоохранителей и скрылся. 

26 марта 2019 года противники соглашения о чечено-ингушской границе, добивавшиеся также отставки главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, отказались разойтись после санкционированного митинга в Магасе. Утром 27 марта при попытке разогнать митингующих произошли столкновения с силовиками. С начала апреля того же года в республике прошли массовые аресты оппозиционеров, а в декабре суды начали выносить приговоры участникам протестов. По состоянию на конец марта как минимум 30 противников соглашения о границе с Чечней остаются под арестом.

Супруга Юнуса Ведзижева Мариам Хорава считает, что федеральные СМИ исказили информацию о ее муже, назвав его в своих сюжетах боевиком и террористом. Женщина уже подала заявление в Следственный комитет, требуя опровержения.

По словам Хоравы, 14 февраля она находилась в Москве на лечении с дочерью. "В тот день рано утром силовики приехали с обыском в наш дом, где также проживали я и наш ребёнок. Был ли это обыск или они проводили заранее спланированную спецоперацию, мне неизвестно. Я знаю одно: мой муж ни в кого не стрелял, не отстреливался, но сам был ранен", - рассказала женщина корреспонденту "Кавказского узла".

После того как Ведзижев "скрылся от правоохранительных органов", он связался с Хоравой по WhatsApp. Далее она передала то, что рассказал ей ее супруг. 

"Около шести часов утра незнакомый номер позвонил ему и сказал, чтобы он срочно подъехал к магазину, который на тот момент уже был закрыт. Муж предполагает, что некий человек хотел его предупредить. После короткого разговора Юнус сказал, что никуда подъезжать не будет и положил трубку. Тем не менее мужчина вновь позвонил и уже буквально умолял встать, выйти из дома и пойти к магазину. Когда муж увидел в камеру наружного наблюдения и в окно, что вооруженные силовики уже перелезали через забор и окружали дом. Не зная, что делать, он решил бежать, предположив, что его могут не задержать, а убить. Затем мой муж сказал, чтобы я не беспокоилась. Он также сказал, что не хочет, чтобы я увидела или услышала информацию о нем из интернета", - рассказала Мариам Хорава. 

Она утверждает, что Ведзижев "посредством видеосвязи" показал ей свое ранение. "Он сказал, что его ранили. Он высказал подозрение, что его хотели убить. Дали сигнал стоять, а когда он отвернулся и стал уходить, был дан сигнал стрелять. Я попросила показать рану, чтобы убедится, что с ним все в порядке. Рана была достаточно глубокая, было много крови. Четко было видно, что ранение со спины. Не знаю, задело ли печень", - рассказала женщина.

По ее словам, супруг призвал не верить сообщениям в интернете, в которых его причисляют к боевикам. "Впрочем, я и не собиралась верить, потому что хорошо владела информацией о его работе и другой деятельности. Не думаю, что мой муж, бывший директор благотворительного фонда, человек, неоднократно помогавший сотням семей, способен на что-то подобное. Всегда с его стороны слышала только осуждение терроризма и подобного", - заявила Хорава.

Она добавила, что Ведзижев изъявил желание сдаться силовикам, "как только поймёт, для чего они пришли и хотели его то ли задержать, то ли убить".

У силовиков была оперативная информация о том, что в доме Видзижева имеется боевое оружие, поэтому было принято решение о проведении обысков, сообщил источник в правоохранительных органах, на которого 14 февраля сослался "Интерфакс". "Юнус дает холостое оружие напрокат, арендуют его обычно на свадьбу для съемок фильмов, роликов. В Ингушетии открыто пять филиалов. Он намеревался открыть такие точки в каждом районе", - сказал другой источник.

После выхода новостных сюжетов, в которых Юнуса Ведзижева "преподнесли как боевика", Мариам Хорава обратилась с заявлениями в правоохранительные органы. Она утверждает, что опасается за собственную безопасность и безопасность своего ребенка. 

"Написала всевозможные заявления в прокуратуру и в другие органы, желая обезопасить себя и ребёнка. После приезда в Ингушетию неоднократно ощущала, что за мной идёт слежка, подозреваю, что незаконная. Сказать, что я испытываю страх за жизнь своего ребёнка, ничего не сказать. Новостные каналы опубликовали ложную информацию, оклеветали моего мужа, назвав его боевиком и приписав его к каким-то бандформированиям", - посетовала женщина.

Хорава напомнила, что в отношении супруга возбуждено уголовное дело по статьям 222 и 223 УК России. В террористической деятельности официально его не подозревают.

Статья 222 УК России "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов" предполагает наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 6 лет. Максимальное наказание, предусмотренное 223-й статьей "Незаконное изготовление оружия", предполагает лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

"Я подозреваю, что эти новости были сделаны специально, чтобы заранее подготовить почву для правоохранительных органов для дальнейших действий против моего мужа и провести спецоперацию, в ходе которой якобы ликвидировать боевика. Я и брат Юнуса подали заявление в Следственный комитет на канал РЕН ТВ, а также на другие каналы за клевету и ложные обвинения в отношении моего мужа. Я требую от них опровергнуть ложную информацию, принести извинения, а также взыскать моральный ущерб, причинённый мне и моей семье", - сказала Мариам Хорава.

Она пояснила, что соответствующее заявление в Следком подано 12 апреля. По состоянию на 17 апреля Хорава получила расписку о том, что заявление принято, сообщил корреспондент "Кавказского узла". 

"Отец моего ребёнка, добропорядочный гражданин, который занимался бизнесом охолощенного оружия, был несколько лет директором благотворительного фонда, сегодня в розыске. Хотя официально возбуждено дело по статьям 222 и 223, его также необоснованно называют боевиком. Я также хочу потребовать поставить мне охрану, так как я боюсь находиться в Ингушетии, потому что за мной идет слежка", - добавила жена Ведзижева.

Хорава утверждает, что не знает, где сейчас находится ее супруг и в каком он состоянии. "Задержали ли его правоохранительные органы, не знаю. Я могу только предполагать, жив ли он еще. Какой-либо информации нам не предоставляют", - сказала женщина. 

На сайте федерального телеканала РЕН ТВ присутствует как минимум две новости, в которых упоминается Юнус Ведзижев из Ингушетии. Обе новости опубликованы 14 февраля. Одна из них называется "Открывший огонь по силовикам в Ингушетии оказался боевиком". 

"По информации РЕН ТВ, от сотрудников СОБРа скрылся Юнус Ведзижев. Во время преследования он получил ранение. Местонахождение злоумышленника не установлено. Как стало известно, он разыскивается не только за незаконный оборот оружия. В базе силовиков подозреваемый числится как участник незаконного вооруженного формирования. В доме у преступника обнаружили арсенал - автоматы, пистолеты и сотни боеприпасов. Он приходится двоюродным братом Ильясу Ведзижеву, главарю "назрановского сектора", причастного к совершению ряда преступлений. Он был ликвидирован", - сказано в сообщении.

В ходе спецоперации на крытом рынке в Назрани 31 октября 2015 года были убиты два человека. Позже убитые были опознаны как лидер ингушских боевиков Беслан Махаури и лидер "назрановской" группировки Ильяс Ведзижев. Сообщалось, что в машине убитых силовики обнаружили бомбу, и что во время спецоперации была ранена жительница Ингушетии.

Вторая новость, опубликованная на сайте РЕН ТВ 14 февраля в 17.54 мск, называется "У разыскиваемого в Ингушетии боевика обнаружили внушительный арсенал".

Представитель Хоравы готовит гражданский иск к федеральным каналам

В новостных сюжетах о Юнусе Видзижеве не было официальных заявлений о его причастности к террористам, заявил адвокат Мариам Хоравы Магомед-Басир Оздоев. 

"Некоторые федеральные каналы в своих сюжетах подали мужа Мариам Хоравы каким-то боевиком, террористом. Опубликованная ими новость выглядит так, как будто бы они в сговоре с органами и заранее хотят его выставить боевиком, чтобы его убийство в глазах общества было оправдано", - сказал Оздоев "Кавказскому узлу".

По его данным, в деле Ведзижева не упоминается о его связи с боевиками. "Эти утверждения о том, что он боевик или террорист, - бездоказательны. Они (СМИ, - прим. "Кавказского узла") не приводят никаких доказательств и ссылок на официальные источники. Они говорят со слов какого-то неназванного сотрудника, а какого они спрашивали, неизвестно", - отметил адвокат.

Оздоев также сообщил, что предлагает своей клиентке "подать гражданский иск в адрес этих СМИ, а также обязать опровергнуть эти утверждения".

"Как только будет сдвиг по этому заявлению (в Следственный комитет, - прим. "Кавказского узла"), то тогда мы подадим на возмещение морального ущерба. Насколько мне известно, хотя я еще не вступал в уголовное дело, органы проводили баллистическую экспертизу, что-то было изъято. Из-за карантина некоторые ходатайства откладываются, некоторые следователи не на местах", - пояснил он.

Комментариев от представителей РЕН ТВ по поводу обращения жены Ведзижева Мариам Хоравы в Следственный комитет на сайте телеканала, по состоянию на 21.30 мск 17 апреля, не найдено. 

Информация о преследовании ингушских активистов собрана в хронике "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", размещенной на "Кавказском узле". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" собирает на тематической странице "Преследование активистов"

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"