Уроженцу Чечни отказано в компенсации за незаконное лишение свободы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд в Москве отказался компенсировать моральный вред уроженцу Чечни Хусейну Цетиеву, который требовал компенсации за несправедливое обвинение в хулиганстве и избиении сотрудников МЧС во Внуково.
Как писал "Кавказский узел", в октябре 2019 года суд назначил от полумиллиона до миллиона рублей компенсации выходцам из Чечни Саид-Магомеду и Хусейну Цетиевым, а также Хамиду Ражапову. Защита обжаловала решение суда о компенсации, чтобы добиться увеличения суммы.
Братья Хусейн и Саид-Магомед Цетиевы, а также Хамид Ражапов были задержаны в сентябре 2014 года. Их обвинили в избиении сотрудников МЧС в районе поселка Внуково. Им также были предъявлены обвинения в покушении на убийство восьми человек. Защита заявила о наличии у всех троих алиби, которое было подтверждено записями видеокамер с места их проживания. Суд неоднократно продлевал Хамиду Ражапову и Хусейну Цетиеву срок содержания под стражей, а Саид-Магомеду Цетиеву - под домашним арестом. В 2018 года следователь вынес постановление о прекращении уголовного дела о покушении на убийство сотрудников МЧС, а чуть позднее было прекращено дело по обвинению в хулиганстве.
Московский городской суд отклонил апелляционную жалобу на решение Тверского районного суда о компенсации морального вреда в порядке реабилитации, причиненного в результате незаконного лишения свободы уроженца Чечни Хусейна Цетиева, рассказала 22 марта корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Татьяна Окушко.
По ее словам, в суд по поводу компенсации морального вреда Цетиев обратился еще в 2019 году. "Поскольку фигуранты дела имели право на реабилитацию, то Хусейн (Цетиев), не без основания полагая, что незаконным уголовным преследованием ему причинен моральный вред, обратился в суд с иском к Минфину Российской Федерации о компенсации", - рассказала она.
Окушко напомнила, что в июне 2019 года Тверской районный суд вынес решение о взыскание с Минфина РФ компенсации морального вреда.
«Только вот иск был удовлетворен частично. Денежная компенсация тем в десять раз меньше той, которую просил присудить Хусейн Цетиев в его пользу. Получалось, что за один день незаконного содержания в тюрьме суд обозначил Хусейну денежную компенсацию морального вреда в размере ниже ста рублей. Мы считаем компенсацию несоразмерной, присужденной судом без учета степени нравственных страданий, причиненных невиновному человеку, который четыре года был под обвинением в совершении тяжкого преступления, из них три года - содержание в следственном изоляторе», - рассказала адвокат.
Она сослалась на постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", в котором сказано, что «моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи […] с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, […] распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав».
«Находясь в непривычных для себя условиях строгой изоляции от общества, Хусейн Цетиев […] испытал стрессовое состояние от крайне негативного отношения к нему со стороны должностного персонала ИВС и СИЗО. Особую горечь и разочарование он испытал от безразличия следователей, их явного негативного отношения к нему. Находясь в застенках, он убедился в неэффективности судебной системы, отсутствии защиты со стороны государства. Полученная моральная травма до сих пор сказывается на его психологическом здоровье», - говорится в апелляционной жалобе (копия имеется в распоряжении "Кавказского узла").
В апелляционной жалобе отмечается, что «в соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения […] возмещается за счет казны Российской Федерации […] независимо от лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом».
Дело Ражапова и братьев Цетиевых - пример круговой поруки в органах следствия и судебной системе, с которой невозможно справиться без создания независимого наблюдательного института, заявили Владимиру Путину в декабре 2016 года члены Совета по правам человека при президенте России.
Татьяна Окушко рассказала, что Хусейн – старший сын в большой семье Цетиевых.
«Своим пожилым родителям он оказывал материальную помощь, поскольку они нетрудоспособные, инвалиды. Хусейн материально поддерживает младших братьев и сестер, один из которых является инвалидом. Из-за незаконного заключения под стражу он был лишен возможности помогать им. Но и после освобождения, пока он еще находился под обвинением в совершении тяжкого преступления, Хусейн не мог устроиться на работу. Работодатели, узнав об этом, отказывались принимать его на работу», - говорит Татьяна.
Хусейн Цетиев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что найти работу в Чечне проблематично.
«В 2013 году подвернулась работа в Москве в крупной строительной компании. Заработки были приличные. Основную часть денег отправлял домой, себе оставлял только, чтобы за жилье платить да на питание. У мамы большие проблемы со здоровьем, нужны дорогостоящие препараты, и брат без лекарств недели не проживет. Да и в домашнем хозяйстве нужно было кое-какие дыры закрыть. Нужны финансы, а моей зарплаты не хватало. Прикинул, что если я возьму кредиты, то смогу с банками рассчитаться за пару лет. По одному кредиту проценты выплачивал исправно, и наполовину долг был закрыт. А тут задержание, обвинение в совершении преступления, и на три года - содержание под стражей. Та денежная компенсация, которую присудил мне Тверской райсуд, равняется общей сумме долга банкам, которая возросла за счет пени за то время, что меня держали в тюрьме», - рассказал он.
Татьяна Окушко заявила, что, согласно статье 376 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебное постановление Московского горсуда ее подзащитный Хусейн Цетиев намерен обжаловать в суде кассационной инстанции.
Какими-либо комментариями остальных участников судебного процесса относительно заявления адвоката Татьяны Окушко "Кавказский узел" пока не располагает.
"Кавказский узел" также сообщал, что в июле 2017 года Европейский суд по правам человека удовлетворил жалобу Хамида Ражапова, заявившего о нарушении его прав в связи с продлением ареста по делу о нападении на сотрудников МЧС. В июне 2018 года ЕСПЧ признал нарушение прав Хусейна Цетиева, подавшего жалобу в связи с незаконным, по его мнению, арестом и необоснованным содержанием под стражей, которое на тот момент составило более двух лет.