Журналисты требуют отменить цензуру при освещении ситуации с коронавирусом в Армении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правительство Армении смягчило ограничения для СМИ при публикации новостей о ситуации с эпидемией коронавируса. Однако журналистские и общественные организации требуют признать недействительными положения, регулирующие деятельность СМИ в режиме ЧП. Необходимо разработать новые положения, которые обеспечат эффективное сотрудничество госструктур и СМИ, заявили представители журналистских и общественных организаций.
Как сообщал "Кавказский узел", с 16 марта в Армении в связи с коронавирусом действует чрезвычайное положение. Власти страны озвучили размеры штрафов для нарушителей режима чрезвычайной ситуации. В частности, СМИ предупреждены о штрафах от 500 до 800 МРОТ (от 1016 до 1626 долларов) за передачу в эфир и публикацию запрещенной информации. По данным на 21 марта, число зафиксированных в Армении случаев заражения коронавирусом достигло 160.
11 журналистских и общественных организаций обратились к правительству с призывом отменить ограничения для СМИ. Решение кабмина об ограничениях раскритиковали Ереванский пресс-клуб, Центр медиа инициатив, Центр свободы информации, Клуб общественной журналистики, Горисский пресс-клуб, гюмринский журналистский клуб "Аспарез", Институт многосторонней информации, Комитет по защите свободы слова, общественные организации "Журналисты во имя прав человека", "Журналисты во имя будущего" и "Верховенство права", передает корреспондент "Кавказского узла".
Введенные властями ограничения неэффективны и непропорциональны, сказано в распространенном 20 марта заявлении журналистских и общественных организаций, которые призвали незамедлительно признать недействительными положения, регулирующие деятельность СМИ при режиме чрезвычайного положения.
Правительство Армении, в свою очередь, внесло поправки в ограничения для СМИ. Если в прежней редакции решения [правительства] говорилось о запрете публиковать сведения, "которые могут привести к панике", то в новой редакции под запретом публикация сведений, "которые могут привести к очевидной панике".
К требованиям к СМИ использовать в новостях или статьях данные о числе зараженных коронавирусом и изолированных, состоянии их здоровья, о проведенных тестах на коронавирус и очагах заражения, предоставленные комендатурой, добавилось еще одно – о мероприятиях уполномоченного органа здравоохранения.
Если ранее можно было публиковать без опасений заявления только местных должностных лиц, то теперь можно использовать в публикациях заявления иностранных лидеров, госструктур, информацию их официальных сайтов и страниц в соцсетях, аккредитованных в стране международных организаций, а также сообщения официальных сайтов и страниц в соцсетях международных организаций, членом которых является Армения.
"Наше заявление и поправки правительства к двум пунктам действующего решения о ЧП появились практически одновременно", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" исполнительный директор Центра медиа инициатив Нуне Саркисян.
Вводимые в случае ЧП ограничения, по ее мнению, должны быть адекватны ситуации.
"Если ... ограничения вводятся, они должны быть адекватны ситуации, оправданны, должны устанавливать четкие рамки запретов, но при этом оставлять поле для самостоятельной деятельности журналистов, для их собственных источников, возможного экспертного мнения. Это может быть, в том числе обязательство представлять две точки зрения, одна из которых должна быть официальной", - считает Саркисян.
В том виде, в котором положения [об ограничениях для СМИ] были введены, слишком много неопределенности и возможности для интерпретаций теми, кто эти нормы должен будет выполнять или контролировать их исполнение, полагает директор центра.
"Например, что вызывает или не вызывает панику? Что считать или не считать официальной информацией? И так далее, список можно продолжить. Мы требуем признать пункты об ограничениях недействительными из-за их неэффективности и невыполнимости, и разработать новые правила», - пояснила она.
Саркисян считает, что введенные ограничения практически сводят к нулю роль и функции медиа в свободном обществе.
"А ведь роль журналистики особенно важна в кризисных ситуациях. И, наверное, нужно понимать, что в цифровом обществе, при наличии интернета сложно управлять потоками информации, тем более ограничивать их. Нужно создавать условия, когда медиа будут чувствовать ответственность и будут помогать обществу максимально профессиональной работой", - подчеркнула директор центра.
Директор Центра свободы информации Шушан Дойдоян считает, что поправки частично смягчили, и СМИ могут без правовых последствий публиковать международные обзоры и ссылаться на зарубежные официальные источники, тем не менее, по ее словам, проблема остается не решенной.
"Какую публикацию считать сеющей панику? Где определение, какая новость считается таковой? Ведь это сугубо субъективное мнение, каждый индивидуально воспринимает, комментирует и, следовательно, будет применять на практике. А правовой акт не должен оставлять повод для самоуправства", - заявила она "Кавказскому узлу".
Координатор программ общественной организации "Союз информированных граждан" Даниел Ионесян считает, что цензура приведет к обратному эффекту и формированию недоверия к официальным данным.
"Наличие альтернативных СМИ повышает уровень доверия к официальной информации, так как в обществе понимают, что если официальные структуры распространят неверную информацию, то СМИ их разоблачат. Цензура снизит доверие, так как общество задастся вопросом, а не врут ли официальные источники", - заявил он "Кавказскому узлу".
Ионесян отметил, что они изучили 13 стран, которые ввели ЧП, из которых только в двух режим ЧП сопровождается цензурой – в Румынии и Гондурасе.
"США, Италия, Испания, Казахстан, Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Македония и Сербия никаких ограничений не вводили по части СМИ. А в Португалии и вовсе в решении ввести чрезвычайное положение сказано, что режим ЧП не может отразиться на свободе слова", - пояснил общественный деятель.
Цензура станет сильным катализатором для панических настроений, добавил он.
"Власти должны снять всякие ограничения в деятельности СМИ, так как они не остановят поток фейковых новостей. Цензура приведет к росту слухов и сплетен, которые будут распространяться в обществе», - подчеркнул Ионесян.
С 16 марта в Армении в связи с коронавирусом действует чрезвычайное положение, запрещены мероприятия с участием более 20 человек. В страну закрыт въезд из 16 стран. В учебных заведениях объявлены каникулы. 20 марта парламент Армении одобрил поправки в Административный и Уголовный кодексы, которые предусматривают крупные штрафы за нарушение режима карантина или предписания о самоизоляции, а в случае массового заражения людей - до пяти лет лишения свободы, сообщается в обновляемой справке "Кавказского узла" "Коронавирус добрался до Кавказа".
Советы специалистов, как избежать заражения коронавирусом, "Кавказский узел" опубликовал в материале "Врачи про коронавирус: что делать?". Номера телефонов для консультаций по коронавирусу приведены в справке "Коронавирус. Горячие линии". Новости о распространении новой инфекции публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".