Сочинские пенсионеры назвали торговлю первоцветами способом выжить
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Пенсий после оплаты коммунальных услуг с трудом хватает на минимум еды, а сбор редких первоцветов и торговля ими позволяют заработать на питание и лекарства, рассказали пенсионеры.
Торговцы первоцветов продают собранные в лесах цветы у рынков во всех четырех районах города: Центральном, Лазаревском, Хостинском и Адлерском. В частности, торговцев можно увидеть вокруг Центрального рынка на улицах Московская, Роз, Конституции, на пешеходном мосту через реку Сочи и на улице Чайковского у школы № 7, а также в начале Цветного бульвара у торговых ларьков, передает корреспондент "Кавказского узла".
"С конца февраля и до конца марта у нас появляется возможность хоть немного пополнить свой скудный бюджет. Собираем в лесу и продает подснежники, цикламены, морозники, фиалки, незабудки и примулы. Сейчас начали цвести пионы. Мне 65 лет, моей подруге 66, живем в одном доме. Пенсия у нас по восемь тысяч рублей. Работали всю жизнь. Она - санитаркой в инфекционной больнице, а я - уборщицей в школе. На пенсии отдохнуть хочется, но и кушать тоже", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" продавец цветов возле Центрального рынка на улице Московская Жанна Аркадьевна.
После уплаты коммуналки пенсии хватает только на черный хлеб с водой, сказала она. "Поэтому собираемся и идем с ней в лес с утра пораньше. Наберем цветов по лукошку до полудня и на рынке стоим до вечера. Букетик фиалок стоит 100 рублей. В день получается в среднем букетиков 30 собрать в лесу. Это 3000 рублей. 3а три дня 9 000 рублей. Это месячная пенсия", - рассказала пенсионерка. На продаже первоцветов удается заработать примерно сто тысяч рублей, это хорошая прибавка к пенсии, пояснила она.
По ее словам, лесные цветы разлетаются как горячие пирожки. "Дети мамам покупают, мальчики девочкам или сами женщины берут себя порадовать", - рассказала Жанна Аркадьевна. Она заверила, что цветы рвет аккуратно, корни не уничтожает. "Знаем, что они нас кормят", - сказала она.
Софья Николаевна на пешеходном мосту продавала лесные пионы, букетик стоил 150 рублей. По ее словам, цветы только появились в лесу. "Я пенсионерка, мне 58 лет. Работы в городе нет. Пенсия - 11 тысяч рублей, выжить на нее невозможно. Вот и кормит сочинцев лес и лесные дары. Когда сезон цветов проходит, начинаются грибы - их много в лесах, они разные. В основном, хорошо идут опята. Потом собираем каштаны с детьми. В лесах есть дикие фрукты и ягоды: ежевика, кизил, яблоки и груши. Собираем, варим варенье, компоты. Что-то продаю, что-то сама с семьей кушаю. У меня на попечении больной муж после инсульта, ему нужны дорогие лекарства. Вот и приходится крутиться. Сейчас времена сложные для выживания, только лес и кормит. И потом прогулки в лесу полезны для здоровья. И воздухом дышим и деньги зарабатываем на пропитание", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла". Пенсионерка пожаловалась, что торговать на мосту запрещают сотрудники правоохранительных органов.
60-летняя пенсионерка Клава не считает, что она совершает правонарушение, собирая и продавая цикламены на улицах города. Нельзя "платить пенсию, которая меньше прожиточного минимума, и ставить людей в опасное для жизни и здоровья положение", сказала она корреспонденту "Кавказского узла". "Все это показуха, что ведется борьба (за сохранение краснокнижных растений) на примере с цветочками. Но это не борьба, а ее видимость на мелких примерах", - сказала она. Она указала, что в сочинских лесах вырубаются деревья, но на это никто не обращает внимания.
Жильцы четырех домов по улице Известинской в Сочи заявили о вырубке здоровых деревьев в лесном массиве под застройку. По их словам, чиновники не реагируют на жалобы.
40-летняя жительница Центрального района Лариса Бутова не скрывает, что зарабатывает на цветах, которые собирает в лесу. "Выхожу заработать копейку. Я хоть и не пенсионерка, но работы в городе для местных нет. Предпочитают брать не местных, так как они о правах не заявляют", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла". По словам Бутовой, к ней неоднократно подходили полицейские и сотрудники мэрии, чтобы составить протокол. "Но я им свое имя не называю. Документов у меня при себе нет. Один раз они меня забрали и увезли в участок, конфисковали выручку и потом отпустили", - сказала она. "Бабушка - коренная сочинка, рассказывала как сочинцы выживали во время войны, питаясь лесными дарами, и еще кормили раненых. И цветы собирали те же", - рассказала Бутова.
Редкие растения пользуются популярностью у браконьеров
Сбором краснокнижных лесных первоцветов в Сочинском национальном парке занимаются в основном пенсионеры, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" сотрудница пресс-службы национального парка Сочи Анна Стрижак. В период появления первоцветов начинается борьба с нарушителями природоохранного законодательства, пояснила она.
Главный специалист отдела внутреннего контроля национального парка Сочи Елена Бокачова сказала корреспонденту "Кавказского узла", что лесники, полицейские и сотрудники мэрии ведут работу по пресечению сбора краснокнижных цветов в период их цветения. По ее словам, на днях госинспекторами Мацестинского участкового лесничества в лесу был задержан мужчина, собиравший подснежники Воронова, которые занесены в Красную книгу. "Был составлен административный протокол по статье 8.35 КоАП РФ... нарушителю придется заплатить административный штраф в сумме 2500 рублей, сумма ущерба от его действий составила 1350 рублей", - сказала Бокачова.
Она также рассказала, что в начале марта в Сочинском национальном парке сотрудники Дагомысского участкового лесничества задержали правонарушителя, который собирал в лесу в районе села Вторая Рота иглицу колхидскую (рускус), занесенную в Красную книгу. Всего у задержанного насчитали почти две тысячи веток рускуса, примерный ущерб составил шесть миллионов рублей. "Сотрудники отдела по охране животного мира ФГБУ «Сочинский национальный парк» и сотрудники полиции составили протокол, ведется следствие. Решение будет принимать суд", - сказала она.
По словам Елены Бокачовой, рускус - это вечнозеленое растение, пользуется популярностью из-за того, что даже спустя две недели после срезания его листья не теряют своей окраски и не вянут. "Вид исчезает именно из-за заготовок на букеты и венки [...] В цветочных магазинах это растение принимают у браконьеров на букеты. Если собранными в лесах первоцветами торгуют пенсионеры, то рускус больше носит характер варварского бизнеса", - считает Бокачова. Она отметила, что скупщиков краденых растений, как правило, не удается привлечь к ответственности, потому что поймать их на этом занятии очень сложно.
Сотрудники сочинского нацпарка 27 февраля в верховьях реки Кепша задержали двух женщин, которые собрали более 450 веток иглицы колхидской, сообщает 1 марта со ссылкой на пресс-службу сочинского нацпарка "Живая Кубань". Они признали свою вину и рассказали, что собирали растение для перепродажи в цветочные магазины к 8 Марта. По их словам, они знали, что растение является краснокнижным, но это их не остановило.
Она также рассказала, что "при сумме ущерба, превышающей 5000 рублей в соответствии со ст. 260 УК РФ (Незаконная рубка лесных насаждений, - прим. "Кавказского узла") наступает уголовная ответственность". За сруб одного дерева без разрешения, например, предусмотрен штраф не менее 15 000 рублей, отметила Бокачова.
Председатель ТОСа "Малый Ахун", где располагается Мацестинское лесничество, Михаил Пыленок рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что в лесу есть более серьезные проблемы,чем сбор первоцветов пенсионерами. "У нас строят высотки [...] Заливают их бетоном вместе с краснокнижными цветочками, и мер никаких не принимается", - сказал он. По словам председателя, на днях вместе с активистами он обнаружил буровые машины в лесу "которые своими колесами проехали по этим цветочкам [...] (Строители) сообщили, что здесь будет коттеджный поселок". "Заявление об этом было нами направлено 18 марта в прокуратуру города", - рассказал он.
В 2015 году территория рекреационной зоны нацпарка в Малом Ахуне была огорожена забором, здесь начал строиться коттеджный поселок. В апреле 2016 года суд отказался признать строительство незаконным. Местные жители также безуспешно добивались вмешательства в ситуацию Следственного комитета. Несмотря на эти меры и акции горожан, вырубка деревьев в нацпарке продолжилась. В марте 2017 года Краснодарский краевой суд отказал жителям Малого Ахуна в требовании признать строительство незаконным. 22 февраля около пятидесяти жителей сочинского микрорайона Малый Ахун пришли на сход и потребовали у чиновников остановить строительство многоэтажек на природоохранной территории горы Ахун.
Юрист Борис Целенко рассказал, что ответстственнсть по статье 8.35 КоАП РФ (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, - прим. "Кавказского узла") покупатели первоцветов не могут и не должны нести. "Никакой ответственности, потому что они не могут знать, откуда эти цветы", - сказал он. "Это обязанность правоохранительных органов - не допускать сбор цветов и сотрудничать с волонтерами, если сами не могут справляться с профилактикой такого рода правонарушений", - считает Целенко. За сбор цветов для граждан предусмотрен штраф до пяти тысяч рублей.
При этом он отметил, что эта статья также распространяется на юридических лиц штраф для них - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. По мнению юриста, "в магазинах, торгующих цветами, не должны покупать сбываемые оптом краснокнижные растения". "Правоохранительные органы должны их выявлять и штрафовать на крупные суммы. Тогда у них пропадет желание скупать краденное в лесу у браконьеров", - сказал Целенко.
"Кавказский узел" также писал, что в ноябре 2019 года замминистра природных ресурсов Краснодарского края Дмитрий Медянцев был обвинен в превышении полномочий по делу о незаконной вырубке деревьев в Сочинском нацпарке, дело направлено в суд.