Продлен арест обвиненным в терроризме дербентцам

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Суд на два месяца продлил срок содержания под стражей жителям Дербента Исламу Барзукаеву, Гасану Курбанову и Мирзаали Мирзалиеву. Судья прервал рассказ обвиняемых о пытках, посоветовав добиваться возбуждения дела против силовиков.

Как писал "Кавказский узел", жители Дербента Ислам Барзукаев, Гасан Курбанов и задержанный вместе с ними 15 июня 2019 года Мирзаали Мирзалиев (в СМИ его имя указывалось также как Миразали Мизаралиев) заявили, что их пытками и угрозами вынудили подписать признательные показания. Родственники провели 10 февраля одиночный пикет с требованием остановить "беспредел" в республике.

Родственники обвиненных в терроризме настаивают, что Барзукаев и Курбанов невиновны. Матери Барзукаева и Курбанова 24 июня 2019 года объявили у здания полиции в Дербенте голодовку с требованием освободить их сыновей. Ночью 4 июля 2019 года состояние здоровья обеих протестующих резко ухудшилось, но они отказались от госпитализации. 9 июля 2019 года женщины приостановили акции протеста из-за ухудшения здоровья.

Следствие по делу продлено до 16 мая

Вина Барзукаева, Курбанова и Мирзалиева подтверждается их признательными показаниями, протоколом проверки на месте, заключениями экспертизы и результатами оперативно-розыскной деятельности, заявил следователь, представляя сегодня Кировскому районному суду Махачкалы ходатайство о продлении ареста. Он пояснил, что само следствие продлено до 16 мая "в связи с особой сложностью расследования". Она, по словам следователя, заключается в сложности сбора и оценки доказательств, в большом объеме следственных и процессуальных действий, которые необходимо провести в том числе и в других субъектах страны.

Следователь сообщил, что за предыдущие два месяца так и не были установлены личности двух человек, с которыми Барзукаев переписывался в Telegram. Он заверил суд, что для завершения следствия необходимо еще собрать доказательства. Для выполнения всех этих действий важно, чтобы обвиняемые еще не менее двух месяцев находились под стражей, резюмировал следователь.

"Учитывая, что предстоит установить возможных соучастников преступления, а сами обвиняемые собирались выселиться в лесной массив для оказания вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов, в случае избрания более мягкой меры пресечения обвиняемые могут скрыться и продолжить преступную деятельность и совершить новые преступления", - сказал суду следователь. Он также предположил, что на свободе обвиняемые могут уничтожить доказательства или оказать давление на свидетелей.

По версии следствия, трое молодых людей организовали незаконную вооруженную группу и собирались поселиться в лесном массиве для  "посягательств на сотрудников правоохранительных органов и оказания вооруженного сопротивления". 17 декабря 2019 года было возбуждено еще одно уголовное дело по статье "Создание террористического сообщества". В конце января им было предъявлено обвинение по этой статье.

После выступления следователя судья Мурад Баркуев поинтересовался у него, почему следственные действия не были завершены в предыдущие два месяца. Следователь стал ссылаться на сложность дела и на то, что ему пришлось потратить много времени на разблокировку телефонов, для чего пришлось привлечь специалистов из иных служб. На вопрос судьи, почему у следователя есть опасения, что обвиняемые могут скрыться, следователь указал на тяжесть предъявленного обвинения.

Судья прервал рассказ обвиняемых о пытках

Адвокаты просили суд избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы. При этом защитник Мирзалиева поставил под сомнение версию обвинения. "Если они действительно собирались совершить преступления, то почему их не "взяли" на момент совершения или подготовки тех дерзких преступлений, о которых говорит следователь? Тогда мы все бы замолкли. Но нет, обязательно надо было все это придумывать", - сказал он.

По его словам, его подзащитного задержали в 15 часов, но в отдел привезли ближе к 22 часам. "Представили адвоката, который требовал подписать уже напечатанный в угоду следователя протокол допроса. При этом адвокат периодически выходил, заходили оперативные сотрудники, которые оказывали давление, применяли ток и угрожали подбросить наркотики и оружие отцу и жене. Испугавшись за родных и видя этот беспредел, он подписал признательные показания, даже не читая их", - заявил адвокат.

В составленном 18 июня 2019 года Общественной наблюдательной комиссией документе с результатами осмотра Барзукаева, Курбанова и Мирзалиева говорилось, что члены ОНК зафиксировали у Барзукаева синяк, а у всех трех задержанных - точки на руках, похожие на следы от пыток током.

Сам Мирзалиев заявил на суде, что если хотел бы скрыться, то мог это сделать в течение тех семи месяцев, пока находился под домашним арестом. "Я не занимался и не продолжил заниматься преступной деятельностью. Как я могу угрожать свидетелям или уничтожить доказательства, если их вообще нет? Почему следователи смогли выяснить у меня, что я якобы собираюсь выселиться в лес и посягать на жизнь сотрудников, а откуда у меня взялись патроны, я не сказал? Доказательств вины просто не существует, за исключением тех, которые искусственно сделаны", - сказал он. В заключении Мирзалиев отметил, что "правосудия никто не боится, боятся все несправедливости".

Гасан Курбанов рассказал суду о том, как его пытали. "Мне в начале февраля сделали операцию на ногу. Это была травма, нанесенная мне во время пыток. Это задокументировано, у меня зафиксированы побои, следы от токов. Таким образом получают признательные показания. Угрожают моей семье. Конечно, я буду давать любые показания, лишь бы их не трогали. А еще тебя бьют, забивают, и ты лежишь связанный, с пакетом на голове, тебя пытают током, отбивают ногу и угрожают, что если ты не дашь этих показаний…", - рассказывал Курбанов пока его не прервал судья. Он призвал говорить обвиняемого по существу ходатайства, а на пытки жаловаться в правоохранительные органы.

Судья обратился к следователю с вопросом, есть ли результат по заявлению о пытках. "По данному факту имеется заявление, проведена проверка Дербентским межрайонным отделом СКР, вынесено постановление об отказе в возбуждении дела", - ответил тот. Судья отметил, что защита может обжаловать этот отказ. "Вы поддерживаете мнение адвоката?" - обратился судья к Курбанову. Курбанов, который после операции на ногу ходит с тростью, сказал, что согласен с адвокатом, и сел на скамью.

Ислам Барзукаев продолжил, что следователи ни разу не провели допроса по заявлению о пытках. "Хотя мы неоднократно заявляли, что нас похищали, пытали, угрожали как нам, так и нашим семьям" - подчеркнул он. Судья вновь потребовал говорить не о пытках, а по поводу ходатайства следствия. "Полгода следствие преподносит одни и те же основания для продления, но никаких действий не проводит", - сказал Барзукаев.

В итоге судья удовлетворил ходатайство следователя и продлил срок содержания под стражей всем трем обвиняемым на два месяца.

На процесс приехали самые близкие родственники всех трех обвиняемых. Во время перерыва судья разрешил им недолго пообщаться через клетку. Заседание суда стало единственной возможностью увидеться, так как в свиданиях обвиняемым отказывают, отметили женщины.

По заявлению о пытках пока еще не принято окончательное решение, пояснила корреспонденту "Кавказского узла" мать Ислама Елена Барзукаева. По ее словам, жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по пыткам была подана в суд в феврале, но в день рассмотрения следователь заявил суду, что постановление отменено следственным органом, а материалы направлены на новую проверку. По результатам дополнительной проверки решение пока не принято, пояснила Барзукаева.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"