Защита настаивает на невиновности обвиняемого в причастности к ИГ* астраханца
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Единственным доказательством вины обвиняемого в причастности к террористам жителя Астраханской области Расула Байсуева, являются показания свидетеля, от которых тот впоследствии отказался, заявил адвокат.
Как писал "Кавказский узел", 31 января в суде по делу пятерых жителей Астрахани, обвиняемых в причастности к ИГ*, судья сообщил о письме из СИЗО в Астрахани от 31-летнего Расула Байсуева, также обвиняемого по делу терроризме. В нем, по словам судьи, Байсуев просил допросить его. Все трое подсудимых заявили, что, по их сведениям, Байсуева принуждали дать показания против них. Прокурор возразил, что "этот вопрос уже обсуждался".
По версии следствия, жители Астрахани Имангазиев, Самадов, Юсупов и Китиев вошли в ячейку ИГ*, амиром которой объявил себя Увейс Ниматулаев. В 2017-2018 годах Ниматулаев проводил собрания, на которых поддерживал боевиков, пропагандировал идею войны против немусульман, в том числе на территории России, утверждают следователи. Ниматулаев приобрел пистолет Макарова с четырьмя патронами, две гранаты Ф-1 и гранату РГО с запалами к ним, которые хранил дома, а затем передал членам ячейки, полагает обвинение. Обвиняемые отказались признать в суде вину в незаконном обороте оружия и создании ячейки ИГ* и заявили, что дали признательные показания под пытками, а оружие и флаг были подброшены им силовиками. Военные следователи не нашли оснований для возбуждения дела против силовиков после заявлений Имангазиева.
Дело Расула Байсуева расследуется уже больше года, за это время дело передавалось пяти следователям, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат обвиняемого Магомед Саидов.
За 12 месяцев не было проведено ни одного следственного действия, не допрошены свидетели и не проведены экспертизы и очные ставки, отметил он.
По словам адвоката, со дня задержания его подзащитного неоднократно были нарушены уголовно-процессуальный кодекс и уголовный кодекс России. "Задержание происходило с применением жесткой физической силы... Не был опрошен водитель, с которым Расул Байсуев (на тот момент) был в пути. Также не были опрошены многочисленные свидетели, которые находились рядом с машиной при задержании. Кроме этого, у него пропали часы, его личные кредитные карты и карты его товарища, а также наличные деньги", - рассказал он.
Саидов рассказал, что по факту пропажи часов защита подавала заявления в следственный комитет и в прокуратуру. "Отовсюду мы получили один и тот же ответ: что все действия были обоснованы, произведены законно и никаких нарушений не было», - сказал адвокат.
По его словам, Расула Байсуева задержали по показаниям Василия Власенко. «В материалах уголовного дела этого фигуранта имеется пять показаний в отношении Байсуева, и все они разные. Сначала он говорит, что нашел (оружие) лет пять-семь назад где-то в Астрахани. Потом Власенко заявляет, что Байсуев забрал у него старый ржавый обрез, а вместо этого ему дал новый двуствольный обрез и гранату для того, чтобы тот совершил нападение на воинскую часть», - рассказал Саидов. Он указал, что в суде Власенко признался, что все показания о Байсуеве по поводу обреза, гранаты, флага ИГ* он дал под давлением. «То есть налицо явный оговор человека... в результате морального и психологического давления», - уверен адвокат.
Расул Байсуев упоминался в деле жителя Астраханской области Василия Власенко. Следователи утверждают, что Расул Байсуев в июле 2018 года подарил Власенко флаг ИГ*, гранату с запалом и обрез, дав инструкции по совершению теракта в воинской части в Знаменске. Власенко также заявлял о применении к нему пыток. Суд приговорил его к девяти годам колонии.
Саидов подчеркнул, что в отношении его подзащитного у следствия нет никакой доказательной базы, кроме тех показаний, который Власенко сначала дал, но в последствии отказался, указав, что признания были сделаны под давлением. Адвокат считает, если бы следствие подозревало Расула Байсуева в инкриминируемом ему преступлении, то не затягивало бы расследование дела.
«Власенко задержали в сентябре, тогда же под давлением, по его утверждению, он оговорил Расула Байсуева. Прошло полгода, и на седьмом месяце расследования вдруг взяли за основу показания Власенко и приняли решение о задержании моего подзащитного. Полгода не проводилась проверка по показаниям Власенко в отношении Расула Байсуева», - сказал Саидов.
Следователь, расследуя два уголовных дела одновременно (в отношении Власенко и Байсуева) не объединил их в одно производство, отметил адвокат. По словам Саидова, Расула Байсуева держат под стражей безосновательно.
Брат Расула Ислам Байсуев рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что в конце января 1918 года его брат Расул с товарищем поехал в Краснодар. «По каким-то делам заехал в Астрахань. Дорога длинная, Расул устал и за руль сел его друг. Их остановил дорожный патруль, а водителя прав не было, и поэтому их забрали в отделение. Там штраф выписали водителю... отпустили», - сказал он.
По его словам Расул Байсуев пробыл в Краснодаре чуть больше недели. «На обратной дороге 6 февраля 2019 года он опять заехал в Астрахань. Там его задержали. Когда задерживали, никаких обвинений ему не было предъявлено. Уже потом мы узнали, что арестовали Расула Байсуева потому что задержанный до этого Василий Власенко оговорил его», - отметил Ислам Байсуев.
Он уверен в невиновности брата и считает, что все обвинения в его причастности в радикальному исламу надуманы. «У него четверо детей, младший Магомед полгода назад родился. Расул его еще даже не видел. У нас в селе Золотуха (Ахтубинского района Астраханской области) три поколения жило. Наши дедушка с бабушкой первыми сюда приехали, дед чабановал. Отец всю жизнь на железной дороге работал и все мы тоже там трудились», - рассказал Ислам Байсуев.
По его словам, сейчас родители живут в Чечне, уехали из села. Старший брат тоже уехал из-за всяких слухов. Он строил дом, у него было свое дело. Пришлось все оставить», - сказал он.
Старший брат Расула Аслан Байсуев рассказал, что уехал из села Золотуха после ареста брата. «Основал своё небольшое предприятие, вроде дело пошло нормально. Но Расула арестовали. Какие-то непонятные слухи пошли в адрес нашей семьи. Пришлось вот уехать», - с сожалением сказал он. Аслан Байсуев также рассказал, что не винит Василия Власенко в том, что тот оговорил его брата. «Пытали его. А под пытками в чем только не признаешься. Ведь он нашел... на суде признался, что все сказанное в адрес Расула – неправда, и что эти показания он дал под давлением», - сказал он.
Аслан Байсуев рассказал, что Власенко новообращенный мусульманин. «Мы стараемся помочь им приобщиться к нашей культуре, говорим, какие книги читать, какие молитвы нужно выучить. Они с Расулом особо не дружили, просто были хорошими знакомыми. Но когда Василий принял ислам, то они стали общаться чаще. Василий жил в соседнем селе. Он с Расулом ездил в Чечню, посещали мечеть. Одной такой поездкой следователи заинтересовались. По их версии, Расул в Грозном дал Василию обрез, гранату, флаг и попросил провезти через все посты, - а их много по дороге из Чечни в Астрахань. По версии следователей, сделал он это с расчетом, что Василий совсем не похож на кавказца и его машину сильно обыскивать не будут.... Ничего такого и близко не было, но все это есть в обвинительном заключении», - говорит Аслан Байсуев.
Он также рассказал, что Расул Байсуев написал письмо, в котором рассказал, что силовики предлагали ему внедриться в группу Увэйса и передавать им информацию. «Он отказался от такого сотрудничества», - пояснил Аслан Байсуев. По его мнению, эти отказы от сотрудничества с силовиками повлияли на судьбу брата.
"Примерно в конце августа 2018 года в гости к Байсуеву Аслану в Астраханскую область приехал Власенко. В это время я находился в Чечне (хочу отметить, что в июле 2018 года я с Власенко вообще не встречался, о том, что Власенко выехал из Чечни, и вообще намеревался выезжать, я не знал)", - говорится в письме, которое поступило "Кавказскому узлу" от имени Расула Байсуева.
"В середине октября 2018 года от Манихиной Виктории (Амины) (жены Власенко, - прим. "Кавказского узла") мне стало известно, что Власенко задержали сотрудники УФСБ России по Астраханской области... за неделю до этого Байсуев Аслан общался с Власенко, и в ходе разговора тот ему сказал, что через неделю собирается уезжать с Аминой в Чечню. В итоге, как стало в последующем известно, Власенко обвинили в терроризме и арестовали. Власенко к терроризму не имел и не имеет никакого отношения", - следует из письма.
Расул Байсуев также указал в письме, что с 2008 года силовики неоднократно пытались его склонить к сотрудничеству с ними, чтобы внедрятся в различные группы, получать информацию и передавать им, на что он отвечал отказом. Подобные предложения поступали ему весной 2017 года и с в середине июля 2017 года в Астрахани, утверждается в письме.
"Они (силовики) пояснили, что у них есть информация, что якобы Увэйс вербует молодежь для войны в Сирии, они хотели чтобы я подвергся вербовке Увэйсом, съездил в Турцию, получил нужную для них информацию", - следует из письма.
В нем Расул Байсуев указал, что его задержали 19 марта 2019, в ходе задержания он сопротивления не оказывал, но его избивали руками и ногами, "сломали мне нос, сломали локтевой сустав, я получил многочисленные травмы, гематомы лица, тела и другие многочисленные телесные повреждения". Байсуева, по его словам, также пытались заставить дать ложные показания, не указав, против кого.
При этом в письме утверждается, что ни сам Расул Байсуев, ни его братья, ни его семья не имеют отношения к терроризму, а уголовные дела сфабрикованы "ввиду личной неприязни к Байсуеву Аслану и ко мне (Байсуеву Расулу, - прим. "Кавказского узла")".
Новости о влиянии ИГ* на деятельность боевиков Северного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Кавказ под прицелом халифата".
* - организация "Исламское государство" (ИГ, ранее ИГИЛ) признана террористической и запрещена в России судом.