"Грузинская мечта" пошла на уступки оппозиции в вопросе о выборах
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Грузии власти пытаются возобновить переговоры с оппозицией по вопросу системы проведения осенних парламентских выборов. "Грузинская мечта" пошла на уступки и предложила увеличить до 110 число мандатов по пропорциональной системе, распределив оставшиеся 40 между победителями в одномандатных мажоритарных округах. Однако представители оппозиции настаивают на проведении выборов только по пропорциональной системе и требуют освободить всех тех, кого они считают политзаключенными.
Как сообщал "Кавказский узел", после приговора одному из лидеров "Европейской Грузии" Гиги Угулаве оппозиция отказалась от любых переговоров с властью, так как посчитала приговор политически мотивированным. Коллегия Верховного суда Грузии, вынесшая приговор Угулаве, была предвзята, поскольку ее возглавил Шалва Тадумадзе, который был генпрокурором Грузии во время расследования, указали омбудсмен и представители НПО.
28 февраля 2018 года суд назначил оппозиционеру, бывшему мэру Тбилиси Гиги Угулаве один год и три месяца тюрьмы по делу о растрате около 20 миллионов долларов США, но счел наказание отбытым. 10 февраля 2020 года Верховный суд по кассационной жалобе увеличил срок до трех лет и двух месяцев.
Правящая партия "Грузинская мечта - Демократическое движение" в последние дни почти ежедневно выступает с предложениями по распределению количества мандатов по пропорциональной и мажоритарной системам, причем каждый раз увеличивая количество мандатов по пропорциональной системе. Последнее предложение властей: из 150 мандатов депутатов парламента 40 распределить между победителями в одномандатных округах, а 110 депутатов избирать по пропорциональной системе. В настоящее время избирательное законодательство оговаривает избрание 77 депутатов по партийным спискам, а 73 - в одномандатных мажоритарных округах. Власти отвели оппозиции срок на рассмотрение предложения до 9 марта, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"На этот момент есть все объективные условия, чтобы достигнуть соглашения с политическими партиями по избирательной системе. Мы сделали все шаги, чтобы соглашение было достигнуто", - сказал 6 марта председатель парламента Арчил Талаквадзе в прямом эфире телекомпании "Имеди".
В настоящее время необходимо определить, по какой системе и при каких условиях проведут парламентские выборы в октябре, считает он. Предстоящие выборы он также рассматривает в качестве перехода к проведению выборов полностью по пропорциональной системе в 2024 году.
"Есть справедливые, сбалансированные и прагматичные предложения, сделанные властями", - сказал он.
По его словам, одно из предложений - запрет на законодательном уровне формировать правительство партиям, набравшим меньше 40% голосов избирателей на выборах. Однако Арчил Талаквадзе подчеркнул, говоря о распределении мандатов по пропорциональной и мажоритарной системам, что "Грузинская мечта" не намерена торговать мандатами", оговорившись, что избирательная система принадлежит народу.
"Мы должны предложить народу такую систему выборов, которая рассматривает их интересы и интересы развития будущего", - сказал Талаквадзе.
Он считает достижение соглашения между оппонентами тестом - кто в действительности желает проведения выборов демократическим путем, и кто на стороне дестабилизации. Накануне Талаквадзе ознакомил экспертов, приглашенных Евросоюзом, послов Евросоюза и США с проектом изменений в избирательное законодательство, сообщила пресс-служба парламента.
Представители "Грузинской мечты" ранее неоднократно говорили о том, что технически страну можно разделить на 40 одномандатных мажоритарных округов, но на меньшее количество - невозможно по причине их географического расположения, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Депутат парламента от "Грузинской мечты" Софо Киладзе сочла, что отказ оппозиции от проведения консультаций из-за задержания одного из ее лидеров, представителя партии "Европейская Грузия" Георгия Угулавы, является только предлогом. Оппозиция, по ее мнению, не сможет прийти к власти путем выборов и поэтому искусственно создает революционный сценарий.
На данном этапе представители оппозиции не комментируют сделанное им предложение, уточняя, что у них два главных требования - проведение выборов по системе, максимально приближенной к пропорциональной, и освобождение всех политзаключенных.
Необходимо отметить, что на протяжении последних нескольких дней ряд чрезвычайных и полномочных послов в Грузии организовывали неформальные встречи лидеров правящей партии и оппозиции. Однако обе стороны отказывались разглашать вопросы, которые рассматривали на встречах, поскольку обещали друг другу это не делать, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Предложение властей указывает на имеющийся ресурс для проведения консультаций, отметил один из лидеров "Европейской Грузии", депутат парламента Давид Бакрадзе.
"Власти нужно найти и предложить нормальную, приемлемую, существенную модель пропорциональной системы, а не торговаться за кресла десяти депутатов; переделывать мажоритарные округа и называть это компромиссом", - заявил Бакрадзе корреспонденту "Кавказского узла".
Лидер "Объединенного демократического движения" Нино Бурджанадзе предпочитает вначале ознакомиться с письменным проектом, разработанным "Грузинской мечтой", чтобы узнать детали предложений.
"Грузинская мечта" может анонсировать один вариант внесения изменений в избирательное законодательство, а в процессе работы над его принятием может кардинально изменить проект, считает руководитель неправительственной организации "Международная прозрачность - Грузия" Екатерина Гигаури.
"Сейчас непонятно, как изменят закон, и решит ли он все проблемы. Однако "Грузинской мечте" очень трудно доверять, поскольку партия уже несколько раз изменяла свое решение. Я уже не знаю, в каких вопросах можно им доверять - могут сказать одно, а сделать иначе", - сказала Гигаури корреспонденту "Кавказского узла".
При политической воле, по мнению Гигаури, правящей партии не составит труда за оставшийся период перед выборами изменить законодательство и полностью провести их по пропорциональной системе. Сам же процесс переговоров власти затеяли из-за проблем, появившихся с партнерами страны - Евросоюзом и США. Таким образом, хотя власти и демонстрируют желание внести изменения в законодательства, не прослеживается желание принять радикальные изменения, считает Гигаури.
"Распределение мандатов 110/40 - не лучший вариант. Власти сочли возможным таким образом получить больше мандатов в парламенте, поэтому и предложили этот расклад", - сказала Гигаури.
При этом она обратила внимание на то, что если договоренность между сторонами не будет достигнута, то международные партнеры Грузии начнут обсуждать применение других механизмов для принуждения "Грузинской мечты" изменить позицию. По ее мнению, это уже начали обсуждать в ЕС и США.
Затягивание процесса переговоров служит и принятию законодательных изменений в обстановке форс-мажора, когда уже никто не обратит внимание на их качество, отметила она. Только на принятие изменений в Конституцию, оговаривающих создание мажоритарных округов, необходимо два месяца, после чего станет возможным внесение изменений в другие законы.
Все это стратегия "Грузинской мечты" - максимально помешать оппозиции подготовиться к выборам, качественно провести избирательную кампанию и привлечь на свою сторону электорат, считает Гигаури.
"Очень трудно проводить предвыборную кампанию, распределив силы на несколько направлений: участвовать в переговорах; участвовать в дебатах по внесению изменений в избирательное законодательство; защищать представителей своих партий, которые также могут быть арестованы", - сказала она.
Кроме того, партии должны ознакомить электорат со своими избирательными программами, что они намерены сделать и как решать существующие проблемы, придя к власти. Особое внимание в этом вопросе отводится "Единому национальному движению", партии, которая уже была у власти и у которой были проблемы в ряде систем - избирательной, судебной, в прокуратуре и полиции.
Также сложности в проведении предвыборной кампании у оппозиции заключаются в отсутствии ресурсов и недостаточном количестве финансов, в отличие от "Грузинской мечты", лидер которой - самый богатый человек в стране, а у партии также есть доступ к административным ресурсам.
Оппозиция поставила властям невыполнимые условия, чтобы при отсутствии согласия, можно было бы повести процесс революционным путем, считает координатор программы Международного центра по конфликтам и переговорам Заал Анджапаридзе.
"Оппозиция знает, что путем выборов не сможет прийти к власти и поэтому ищет любой повод для срыва переговоров. Если не сработает этот метод, то придумает какой-либо другой", - сказал Анджапаридзе корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, оппозиционеров воодушевили критические письма, направленные властям из США и Европы.
Рассматривая вопрос проведения революции, Анджапаридзе обратил внимание на то, что оппозиции для этого не обязательно располагать большими ресурсами. Он привел в пример "революцию роз", которую совершила партия "Единое национальное движение" в 2003 году, когда "большинство населения сидело и наблюдало, как свергали власть", тогда как в акциях протеста принимало участие несколько тысяч человек. Аналогичная ситуация была и при свержении власти первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа в 1991 – 1992 годах.
В ноябре 2003 года в Грузии произошла "цветная революция", которая определила ход развития республики как минимум на все последующее десятилетие. Поводом для переворота послужили обвинения действующей власти в фальсификации парламентских выборов. После продолжительных массовых акций протеста 23 ноября 2003 года президент Эдуард Шеварднадзе был вынужден уйти в отставку. Ему на смену тогда пришли молодые политики, стоявшие во главе народных выступлений - Михаил Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания, говорится в размещенном на "Кавказском узле" в разделе "Справочник" материале "Революция роз в Грузии".
"В подобных случаях ставка делается на пассивное большинство, которое, ничего не предпринимая, наблюдает за происходящим со стороны. Как будет осенью - сложно сказать. Не думаю, что какая-то часть общества будет действительно наблюдать, сложа руки", - считает он.
Проведение многочисленных акций во многом зависит от того, насколько сотрудники ведомств на всех уровнях будут недовольны происходящей несправедливостью. Чиновники могут не принимать участия в акциях, но быть на стороне оппозиции, считает он.
"Бидзине Иванишвили есть что терять. Развитие событий зависит от обстоятельств - какие сигналы получит "Грузинская мечта" от Запада, как будет складываться внутренняя обстановка", - сказал он.
Проведение и разгон акций протеста в Тбилиси и последние действия правящей партии наглядно демонстрируют, что власти не будут действовать по сценарию революции в 2003 году - в ходе которой тогдашний президент страны Эдуард Шеварднадзе объявил о своей отставке, считает Анджапаридзе.