Участник митинга в Магасе Маматов переведен под домашний арест
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Суд в Нальчике смягчил меру пресечения ингушскому активисту Мухарбеку Маматову, отпустив его из СИЗО под домашний арест до 25 марта. Следствие не раскрыло суть предъявленных Маматову обвинений, заявил адвокат.
Как писал "Кавказский узел", Мухарбек Маматов был задержан и доставлен в Нальчик 4 февраля вместе с четырьмя другими активистами, а на следующий день Маматов был заключен под стражу по подозрению в применении насилия в отношении представителя власти. 10 февраля защита Маматова обжаловала его арест. "Мы привели много доводов в своей апелляционной жалобе. Один из основных – это то, что следствие не приводит никакой конкретики. Одни общие формулировки", - заявил адвокат.
26 марта 2019 года противники соглашения о чечено-ингушской границе, добавившиеся также отставки главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, не разошлись после санкционированного митинга в Магасе. При попытке разогнать их произошли стычки с силовиками. С начала апреля в республике прошли массовые аресты активистов, по меньшей мере 29 человек стали фигурантами уголовных дел. Первые приговоры по их делам Железноводский горсуд на Ставрополье начал выносить в декабре. Рядовые участники митинга обвиняются в нападениях на силовиков, а организаторы – в создании экстремистского сообщества.
Верховный суд Кабардино-Балкарии 20 февраля решил изменить постановление Нальчикского горсуда Кабардино-Балкарии от 5 февраля 2020 года об избрании Мухарбеку Маматову меры пресечения в виде заключения под стражу на 1 месяц 29 дней, то есть по 3 апреля включительно, говорится в резолютивной части апелляционного постановления, копия которого имеется в распоряжении «Кавказского узла». Апелляционный суд постановил перевести Маматова под домашний арест на 1 месяц и 5 дней, то есть до 25 марта и освободить активиста из-под стражи.
Подсудимый Мухарбек Маматов находился во время заседания в изоляторе и участвовал в процессе по конференц-связи. В зале суда присутствовали только адвокат, представитель прокуратуры и судья, родственников и друзей на процессе не было, сообщил в телефонном разговоре корреспонденту «Кавказского узла» адвокат подсудимого Арслан Арчаков.
По его словам, сотрудник прокуратуры просил судью отказать в удовлетворении ходатайства защиты и оставить Маматова под стражей до апреля. Сторона обвинения, по словам адвоката, приводила «обычные в этом случае» доводы: тяжесть преступления (ч. 2 ст. 318 УК России – «применение насилия в отношении представителя власти, опасного для жизни или здоровья»), а также то, что подсудимый «будет угрожать свидетелям, скроется от следствия, будет искать связи с потерпевшим и т.д.».
«А мы убедили суд, что если бы он мог скрыться или угрожать свидетелям, он бы это сделал в течение года. Но он ничего подобного не совершал. Работал, жил обычной жизнью, воспитывал детей, ухаживал за матерью-инвалидом второй группы. У него у самого проблемы со здоровьем: болезни, связанные с сердцем и сердечно-сосудистой системой. Перед арестом Мухарбек Маматов устроился на новую работу. Он водитель. Занимается частным извозом», - рассказал Арчаков.
Адвокат также удивился, что его подзащитного в течение прошлого года не вызывали следователи, если считали его виновным. «Почему его в течение года не вызывали, если он виновен, если он не был привлечен и не было повесток? […] Мы обратили внимание суда на то, что представители органов предварительного следствия решили к нему прийти спустя почти год после митинга», - возмутился адвокат.
Защитник не смог назвать суть предъявляемых Маматову обвинений. «Вообще ничего не известно. Мы не можем об этом знать. Знаем только, что вменяют ему часть 2 статьи 318 УК России, и все», - пояснил адвокат.
Первый подобный случай в практике судебных процессов против участников мартовской акции в Магасе, когда суд изменил меру пресечения на домашний арест, произошел 19 апреля 2019 года: суд в Нальчике смягчил меру пресечения ингушскому активисту Рамазану Гагиеву, отпустив его под домашний арест.
«Обоснованное апелляционное постановление мы еще не получили. Получим через три дня. Вводную и результирующую часть только получили», - пояснил Арслан Арчаков, отметив, что точное время, когда его подзащитного отпустят домой, пока неизвестно.
О задержаниях ингушских активистов можно прочитать в хронике "Кавказского узла" "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней". Материалы о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов".