Защита сочла слишком суровым приговор ученому из Новочеркасска

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Руководитель инновационного предприятия "Мехатроника" Алексей Темирев надеется на смягчение приговора по обвинению в госизмене, поэтому намерен обжаловать решение суда, сообщила адвокат. Дело Темирева могло быть сфабриковано силовиками в расчете на карьерный рост, считают правозащитники.

Как сообщал "Кавказский узел", житель Новочеркасска Алексей Темирев был арестован в июле 2018 года. 13 февраля стало известно, что Темирев был признан виновным в государственной измене и осужден на семь с половиной лет колонии строгого режима. Приговор Темиреву вступил в законную силу.

По словам адвоката Анны Полозовой, Темирев работал над неким проектом с аспирантом из Вьетнама и до задержания сам обратился в ФСБ для проверки ряда документов на предмет секретности. При этом информация, о которой шла речь, по словам адвоката, "есть в открытом доступе».

Приговор будет обжалован, сообщила адвокат Анна Бухарова, которая сейчас представляет интересы Алексея Темирева.

«Мы будем обжаловать этот приговор. Это наше с ним общее решение. Мы считаем, что приговор слишком суровый. Пока он отбудет наказание, времени на жизнь у него почти не останется. У него все-таки преклонный возраст», - сообщила «Кавказскому узлу» Бухарова.

По ее словам, приговор будет обжалован в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда о виновности ученого. «У него есть надежда, что приговор будет смягчен. Он вообще рассчитывал на мягкий приговор. Но морально был готов к такому исходу. Конечно, это решение для него неприятно, мягко говоря. В целом, он себя сейчас хорошо чувствует», - отметила адвокат, добавив, что не может рассказать подробности дела в связи с его секретностью.

Согласно статьи 412.1. УПК России "вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда России ".

Дело против Темирева возбуждено силовиками для статистики

Ранее Темирев жаловался на состояние здоровья, сообщил неоднократно посещавший его в СИЗО правозащитник из Московской Хельсинкской Группы, бывший член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Евгений Еникеев. 

«Я регулярно его навещал с момента заключения под стражу и до окончания моих полномочий как члена ОНК в конце 2019 года. У него были жалобы в основном в связи с состоянием здоровья. Ему требовалось три хирургических вмешательства. Впоследствии операции были сделаны в гражданской больнице за счет средств, собранных его родными. Что касается эмоций, переживания, то он в принципе скромный человек. Иногда видел, как он злился от безысходности», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Еникеев.

Алексей Темирев в конце января 2019 года был госпитализирован в плановом порядке для проведения операции на сосудах сердца — стентирования, сообщил Еникеев. «Ранее специалисты в НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского отказались направлять его на операцию и рекомендовали повторное проведение коронарографии в апреле этого года. Поэтому родственникам пришлось оформить ему лечение в другом медицинском учреждении», - процитировал 7 февраля 2019 года Еникеева издание Donday.ru. по Данным издания, в декабре 2019 года ученый перенес операцию по удалению грыжи.

По его словам, следов пыток на теле ученого никогда не было. Правозащитник также отметил, что ученый, возможно, признал вину, потому что тяжело переносил содержание в изоляторе.

«Заключенных в таком возрасте не пытают обычно, поэтому следов от пыток не было. Он также не говорил о давлении. Но уже ближе к концу 2019 года, спустя год пребывания под стражей, по моим впечатлениям, его измучили все проблемы со здоровьем, нахождение под стражей, полная изоляция - и его все это так раздавило, что он уже махнул рукой на уголовное дело и решил признать вину, судя по режиму рассмотрения его дела в суде», - отметил Еникеев.

Дело Темирева рассматривалось в особом порядке, сообщила 13 февраля "Медуза".

Правозащитник уверен в невиновности ученого. «Со слов его бывшего адвоката Анны Полозовой, его обвиняли в передаче в секретной информации спецслужбам Вьетнама. Мне кажется, это даже звучит смешно. Какие спецслужбы Вьетнама? Это максимум разглашение гостайны, за что предполагается максимум четыре года лишения свободы», - считает Еникеев.

По его словам, дело против Темирева было заведено для получения следователем «звездочек». «Судя по тенденции двух лет, есть какой-то план по данной статье 275 УК РФ. В Лефортово как минимум десять человек сидят за госизмену. Это наводит на странные мысли. Это очень много для такого редкого преступления. Создается впечатление, что следователи ФСБ «высасывают из пальца» и стараются подвести дела под эту статью», - рассказал Евгений Еникеев.  

Российская система уголовного преследования не имеет обратного хода, говорилось в докладе  правозащитного объединения юристов и журналистов "Команда 29" под названием "История государственной измены, шпионажа и государственной тайны в современной России». "Прекращение дела по реабилитирующим основаниям или оправдание в суде встречаются менее чем в 1 % случаев, причём система воспринимает эти случаи как брак. Свыше 90 % уголовных дел, поступающих в суд, содержат признание вины, а примерно три четверти дел рассматриваются в особом порядке — с признанием вины и без судебного следствия", - отмечается в докладе, опубликованном в 2018 году.

Дело Темирева могло быть сфабриковано

Многие подобные дела о госизменах ученых «криминализируются искусственным образом», считает руководитель программ поддержки политзаключенных Правозащитного центра "Мемориал" Сергей Давидис.

«К сожалению, по таким делам все материалы секретные, в том числе и обвинительный приговор, и ознакомиться с ними у нас нет возможности. Поэтому мы не можем делать достоверных выводов. Но тем не менее, с некоторыми подобными делами нам удалось ознакомиться, и мы пришли к выводу, что в основном они носят искусственный характер. Мы не можем сказать, что все дела таковые. Но есть дела, в которых искусственным образом криминализуется деятельность по научному обмену, разные материалы объявляются секретными задним числом и так далее», - рассказал корреспонденту «Кавказскому узлу» Давидис.

По его мнению, такие дела – результат заказа сверху и инициативы рядовых сотрудников силовых ведомств.

«Это делалось по местечковым, карьерным соображениям местных (силовиков), которые хотели выслужиться. Но это было бы нереализуемо, если бы не было общего запроса на создание образа страны как осажденной крепости, на демонстрацию шпионских дел, количество которых растет с каждым годом. В наличии этого заказа сверху, инициативы и «шкурных интересов» внизу становятся возможными такие дела. Некоторые из них становятся показательными для других ученых. Решение делать эти дела показательными или нет тоже принимается в верхах», - уверен правозащитник.

Давидис отмечает, что пока не было возможности ознакомиться с делом ученого из Новочеркасска, но, судя по сообщениям из СМИ, в это деле тоже есть признаки фабрикации уголовного дела.

«СМИ пишут, что он сам пришел и попросил проверить, является ли секретной информация, которая была предметом научного обмена. А вместо ответа он получил тюремный срок. Но надо отметить, что это фрагментарные публикации, и мы не знаем, насколько они обоснованы. Тем не менее, из того, что есть в свободном доступе, фабрикация дела кажется весьма вероятным», - подчеркнул правозащитник. 

Темирев руководил малым инновационным предприятием "Мехатроника" и был совладельцем конструкторского бюро ИРИС ("Интеллектуальные робастные интегрированные системы"). "Мехатроника" занимается разработкой систем контроля и диагностики аккумуляторных батарей для подводных лодок, а ИРИС специализируется на производстве для флота электротехнических комплексов и систем.

На момент возбуждения уголовного дела Алексей Темирев уже не являлся сотрудником Южно-Российского государственного политехнического университета им. М.И.Платова, сообщили в пресс-службе вуза. «Более того, когда его задержали, уже тогда он не имел к нашему университету и кафедре «Электроснабжение и электропривод» никакого отношения», - пояснили корреспонденту «Кавказского узла» в пресс-службе.

На кафедре «Электроснабжение и электропривод» вуза, где когда-то работал ученый, тоже отказались от комментариев.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"