Суд обязал МВД Волгоградской области выплатить компенсацию активисту Сивцеву
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дубовский райсуд оценил сегодня в три тысячи рублей моральный вред, причиненный активисту Василию Сивцеву незаконным административным преследованием. Сивцев, который требовал 100 тысяч, назвал эту сумму мизерной.
Как писал "Кавказский узел", в августе 2019 года суд признал Сивцева виновным в хулиганстве в здании прокуратуры Волгоградской области, однако это решение было отменено, а само дело закрыто. Областное управление МВД отчиталось, что его сотрудники привлечены к дисциплинарной ответственности за незаконное задержание Сивцева и составление протокола об административном правонарушении.
В административном протоколе говорилось, что Сивцев громко кричал и "беспричинно пытался ворваться в кабинет прокурора Дубовского района". Сам Сивцев утверждает, что хотел подать жалобу на нецелевое использование бюджетных средств одним из районных чиновников, а в прокуратуре воспротивились проведению им видеосъемки. После инцидента он двое суток провел под арестом.
Сивцев заявил, что обжалует решение суда
Дубовский районный суд удовлетворил сегодня иск Василия Сивцева о компенсации морального вреда, однако назначил меньшую сумму, чем та, что требовал активист. "Я просил 100 тысяч рублей - в такую сумму я оцениваю моральный вред за то, что был лишен свободы. Были нарушены международные конвенции о правах человека на свободу передвижения, это нанесло вред моей деловой репутации. Но суд посчитал, что 100 тысяч - это много", - сказал Борис Сивцев (Василий Сивцев. - Прим. "Кавказского узла" от 16.38 мск 22 января) корреспонденту "Кавказского узла".
Он заявил, что обжалует сегодняшнее решение и готов дойти до Европейского суда по правам человека. "Я считаю, что сумма должна быть гораздо больше. Наши суды должны пересмотреть свою позицию по таким делам. Вторая статья Конституции гласит, что права и свободы человека являются высшей ценностью государства, но высшая ценность нашего государства выливается в три тысячи рублей компенсации. Непохоже, что это высшая ценность", - отметил активист.
По словам Сивцева, он предоставил суду документы о том, что после ареста заболел и лежал в больнице. "Но представители МВД не увидели связи между болезнью и арестом", - отметил он.
Активист подал и другой иск, о возмещении материального вреда. "В результате незаконного привлечения меня к административной ответственности я понес убытки - материальный ущерб в виде судебных издержек в размере 20 тысяч рублей", - сказал Сивцев. Заседание по этому делу назначено на 6 февраля.
МВД не признает преследование Сивцева незаконным
Ответчиками в иске Сивцева о возмещении морального вреда были обозначены отдел МВД по Дубовскому району, управление МВД по Волгоградской области, федеральное министерство финансов. В пресс-службе ГУ МВД по Волгоградской области отказались дать корреспонденту "Кавказского узла" оперативный комментарий относительно сегодняшнего решения суда. Однако в возражениях, предоставленных суду ведомством, говорилось, что МВД не согласно с требованиями Сивцева.
"Само по себе то обстоятельство, что задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности, не обязательно означает, что задержание было незаконным <...> Требования, обуславливающие правомерность задержания, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу", - говорится в документе, который имеется в распоряжении "Кавказского узла".
Суды неохотно удовлетворяют иски к полиции о возмещении морального вреда, хотя такие требования заявляются довольно часто, сказала корреспонденту "Кавказского узла" гендиректор Волгоградского областного юридического центра Ольга Панферова. "Анализ судебной практики показывает, что удовлетворение таких исковых требований в основном происходит на этапе обжалования решения суда", - отметила она.
Панферова подчеркнула, что на компенсацию могут претендовать не только те, кто был подвергнут административному аресту, но и просто задержанные по административным делам. Необоснованное задержание также является ограничением конституционного права на свободу и нарушает Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, пояснила юрист. "Административное задержание связано с принудительным пребыванием в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами", - указала Ольга Панферова.
На сайте Дубовского районного суда к 15.30 мск 22 января не появилось информации о решении по иску Сивцева о возмещении морального вреда.
"Кавказский узел" отслеживает новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа на тематической странице "Преследование активистов".