Экономисты нашли основания требовать от "Газпрома" не повышать цену на газ для Армении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Стоимость российского газа в Европе значительно снизилась, а в Армению он поставляется по более высокой цене. При этом "Газпром Армения" включает в стоимость газа потери на своих распределительных сетях, заявили участники прошедшей в Ереване дискуссии.
Как писал "Кавказский узел", в октябре 2019 года президент России Владимир Путин посетил Ереван. В ходе переговоров Путин и премьер-министр Армении Никол Пашинян не договорились о выгодной для Армении цене на российский газ, в связи с чем, по мнению армянских аналитиков, в 2020 году следует ожидать повышения тарифов.
18 января состоялась дискуссия на тему: "Тариф и ценообразование на газ: чем завершатся переговоры с Россией". Инициатором дискуссии выступил "Союз информированных граждан", передает присутствовавший на мероприятии корреспондент "Кавказского узла".
О вероятности обращения в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) по вопросу пересмотра тарифа на газ, заявил накануне "Радио Азатутюн" пресс-секретарь компании "Газпром Армения" Михаил Арутюнян.
Координатор программ "Союза информированных граждан" Даниел Ионесян считает высоким тариф на газ, как для армянского потребителя, так и для производителя.
"Если в 2014 году Россия поставляла газ в Европу по более высокому тарифу, нежели в Армению, то со временем в силу ряда обстоятельств тариф на российский газ для Европы существенно снизился и стоит дешевле для поставляемого в Армению газа", – отметил он в ходе дискуссии.
31 декабря 2018 года российский "Газпром" объявил о повышении цены на газ со 150 до 165 долларов за одну тысячу кубических метров. По итогам переговоров армянский премьер Никол Пашинян заявил, что в течение 2019 года тариф для потребителей не изменится (одна тысяча кубических метров газа в Армении стоит 139 тысяч драмов или около 290 долларов).
В 2020 году стоимость российского газа на границе сохранится без изменений, заявил в ходе дискуссии глава Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) Гарегин Баграмян.
При этом он отметил, что армянская сторона будет настаивать на едином тарифе для внутренних потребителей в течение десяти лет, если "Газпром Армения" подаст заявку на пересмотр тарифа.
"Договоренность, что "Газпром Армения" в 2019 году не повысит тариф для населения, была достигнута за счет того, что компания не реализовала инвестиционные программы, а также оптимизации собственных затрат", – подчеркнул Баграмян.
По его словам, в последние несколько лет основные инвестиции компании были связаны с газификацией. "Газпром Армения" подаст заявку не раньше апреля, предположил он.
Замминистра территориального управления и инфраструктур Акоп Варданян считает, что подорожание газа может повлечь за собой повышение тарифов на электроэнергию.
"На долю теплоэлектростанций, вырабатывающих энергию за счет газа, приходится около 30-35% всей электроэнергии. Весь вопрос в том, насколько будет повышен тариф. Если не столь существенно, возможно, что за счет гибкости (энергетической) системы мы сможем избежать роста тарифа", – заявил он в ходе дискуссии.
Газ – это не только энергетическая система, это еще и геополитическая реальность, заявил в ходе обсуждения эксперт ООН по вопросам энергетики Ара Марджанян.
Он отметил, что стоимость газа связана с интеграционными процессами, как в регионе, так и на континенте. По его словам, дополнительную проблему создает транзит газа через Грузию. "Армения вправе воспользоваться положением ООН, согласно которому страны, не имеющие выхода к морю, могут требовать от соседних стран – в данном случае от Грузии – более выгодные условия для транзита своих товаров и грузов", – пояснил эксперт.
Экономист Ваагн Хачатрян считает важным понять методологию расчета тарифа на газ.
"Существует ряд проблем, влияющих на тариф. В частности, большие потери, которые в среднем составляют сто миллионов кубических метров газа в год. Кроме того, "Газпром Армения" необоснованно увеличивает число потребителей, газифицируя даже отдаленные населенные пункты. Эти затраты учитываются при расчете тарифа", – заявил он в ходе дискуссии.
Необходимо также изменить практику закупки газа на границе, считает экономист. По его словам, и производитель газа, и его поставщик армянским потребителям принадлежат одной и той же корпорации – "Газпрому".
"Граница должна быть там, где этот газ добывают. Разделение "производитель-поставщик" позволит избежать монополизации отрасли, что важно с точки зрения энергетической безопасности", – подчеркнул Хачатрян.
Эксперт аналитико-исследовательского центра "Орбели", экономист Пандухт Мартиросян отметил, что цена на газ на международной бирже упала. По его словам, страны Европы закупают газ по 120 долларов, так как в договоре прописана цена газа на бирже.
"Но для Армении стоимость российского газа повышается. Каких-либо экономических обоснований росту цены на газ нет, увеличение стоимости газа нужно рассматривать исключительно в политической плоскости", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
Тарифы на газ для потребителей были необоснованно повышены за счет, в частности, потерь распределительной сети, утверждает Мартиросян.
"В прошлом году армянская сторона смогла эти факты представить в ходе переговоров, поэтому "Газпром Армения" после подорожания стоимости газа на границе не обратилась в КРОУ по вопросу пересмотру тарифов. Возникает вопрос, если "Газпром Армения" не пересмотрела тарифы в прошлом году, чем намерена обосновать пересмотр тарифа в 2020 году?" - задался вопросом экономист.
Согласно закону, за месяц до подачи заявления в КРОУ о пересмотре тарифа, компания обязана сообщить об этом в СМИ. КРОУ в течение 90 дней изучает заявку, которая в случае одобрения вступает в силу через месяц после утверждения новых тарифов.
Пока нет заявки, сложно сказать, какие экономические обоснования повышение тарифа приведет «Газпром Армения», подчеркнул он.
«В европейских странах технические потери составляют не более 2%. Компания заявляла о реализации инвестиционных программ, но показатель потерь остается высоким. В 2016 году потери составили 6,4%, в 2017 – 6,2%, а в 2018 – 5,03%. За 2019 год данные по потерям "Газпром Армения" пока еще не опубликовала", - отметил эксперт.
Поставки газа в 2016 году составили 2,2 миллиарда кубических метров газа, в 2017 – 2,3 миллиарда кубических метров газа, в 2018 – 2,4 миллиарда кубических метров газа, а за три квартала 2019 года – 1,8 миллиарда кубических метров газа, добавил экономист.
По его прогнозам, цена газа может подняться примерно на 30% – до 310-320 долларов. Если армянская сторона сможет убедить, что вина за потери лежит на компании "Газпром Армении", то повышение будет в пределах 15%, предположил Мартиросян.
"Повышение тарифов на газ приведет к повышению цен на все товары, производство которых зависит от газа", - заключил он.