Обвинение ингушских активистов в экстремизме возмутило правозащитников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Ахмеду Барахоеву предъявлено обвинение в создании экстремистского сообщества, а Бараха Чемурзиева и Исмаила Нальгиева следствие обвинило в участии в этом сообществе. Правозащитники заявили, что будут защищать ингушских активистов вплоть до Европейского суда, а «Мемориал» призвал прекратить уголовное преследование.
Как сообщал "Кавказский узел", на Мусу Мальсагова, Ахмеда Барахоева и Малсага Ужахова заведено дело о создании экстремистского сообщества, еще пятеро активистов заподозрены в участии в этом сообществе. По новому делу об экстремистской организации хотят привлечь всех, кого называют лидерами протеста. "Складывается впечатление, что всем этим людям хотят предъявить как можно больше обвинений", - сказал адвокат Джабраил Куриев. 16 января стало известно, что обвинение об участии в экстремистском сообществе было предъявлено Зарифе Саутиевой.
26 марта жители Ингушетии без разрешения властей продлили акцию протеста на площади в Магасе, что привело к стычкам с силовиками на следующий день. С начала апреля в республике прошли массовые аресты оппозиционеров. По подсчетам "Кавказского узла", преследованиям подверглись не менее 96 активистов. В отношении по меньшей мере 29 из них были возбуждены уголовные дела. Всего с 12 по 27 декабря Железноводский горсуд на Ставрополье вынес приговоры шести участникам митинга в Магасе. После первых судебных решений по ингушским активистам адвокат Андрей Сабинин предположил, что теперь заложена основа для обвинительных приговоров и лидерам протестов.
Бараху Чемурзиеву обвинение по ч.2 ст.282.1 УК России «участие в экстремистском сообществе» предъявлено 16 января. 15 января аналогичное обвинение предъявлено Исмаилу Нальгиеву, а Ахмеда Барахоева в это же день следствие обвинило по части первой той же статьи - "организация экстремистского сообщества", говорится в сообщении на сайте Правозащитного центра «Мемориал» 16 января.
По данным правозащитников, в ближайшие дни новые обвинения предъявят Малсагу Ужахову по части первой статьи 282.1 УК России, а Мусе Мальсагову и Багаудину Хаутиеву – по части второй этой же статьи.
Максимальная санкция по части первой статьи об организации экстремистского сообщества предусматривает 10 лет заключения, по части второй - шесть лет лишения свободы.
Правозащитники озвучили подробности обвинений против ингушских активистов
В идентичных текстах постановлений, врученных Чемурзиеву, Саутиевой и Нальгиеву указывается, что Ахмед Барахоев, Малсаг Ужахов и Муса Мальсагов «не позднее мая 2018 года создали экстремистское сообщество, после чего, 18 октября 2018 года, для прикрытия деятельности этого сообщества создали и возглавили общественное объединение «Ингушский комитет национального единства». В состав комитета, по версии следствия, вошли также Исмаил Нальгиев, Барах Чемурзиев, Зарифа Саутиева, Багаудин Хаутиев, Ахмед Погоров и другие лица. Сообщество было создано «с целью смещения с занимаемого поста действующего на тот период главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, дестабилизации общественно-политической ситуации в республике, против основ конституционного строя и безопасности государства», приводится в сообщении правозащитников текст обвинения.
Следствие считает, что лидеры ингушских протестов планировали и организовали массовые мероприятия, записывали видеообращения и публиковали их в интернете, призывая жителей республики к участию в несанкционированных акциях. Например, говорится в тексте постановления, Ужахов совместно с другими призывал к проведению несогласованного митинга 4 октября 2018 года.
Барахоев, по словам следователей, записал видеообращение с требованием к депутатам Народного Собрания Ингушетии принять участие в шариатском суде 15 декабря 2018 года, а также участвовал в «незаконно инициированном шариатском суде, где выразил недовольство подписанием соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, и также назвал незаконным постановление Конституционного Суда РФ по поводу этого соглашения. Кроме того, как утверждает следствие, обвиняемые вечером 26 марта 2019 года объявили участникам согласованного митинга «о бессрочном характере митинга».
Совет тейпов Ингушетии 13 декабря вызвал депутатов парламента республики на шариатский суд, чтобы установить, как проголосовал каждый из парламентариев по вопросу соглашения о чечено-ингушской административной границе, подписанного главами двух республик. Суд планировал определить, было ли голосование сфальсифицировано, но на заседание 15 декабря пришли 10 из 30 депутатов республиканского парламента. Координационный центр мусульман Северного Кавказа обвинил активистов в запугивании ингушских депутатов, назвав заседание шариатского суда попыткой психологического давления на "неправильно голосовавших" парламентариев. Заявление Координационного центра мусульман Северного Кавказа является предупреждением для ингушского муфтията, заявили опрошенные "Кавказским узлом" аналитики. На "Кавказском узле" размещен полный текст Соглашения об установлении границы между Ингушетией и Чечней с приложениями к нему (картой и геодезическим описанием).
Ингушские активисты, по версии следствия, также «манипулировали этническими обычаями, в том числе традиционным подчинением молодежи воле и указаниям представителей старшего поколения, провокационно взывали соотечественников к мужскому достоинству и национальному единству», говорится в предъявленных обвинениях.
Следствие утверждает, что экстремистское сообщество финансировалось личными взносами его организаторов и участников, а также благотворительными пожертвованиями жителей Ингушетии, «не осведомлённых о преступном умысле организаторов и участников экстремистского сообщества».
«Мемориал» потребовал прекратить преследование участников мартовского митинга в Магасе
Новое уголовное дело «Мемориал» назвал признанием нелепости и несостоятельности ранее выдвинутых обвинений. «Ведь утром 27 марта 2019 года в ходе неспровоцированного жестокого силового разгона мирной протестной акции к столкновениям привели как раз действия власти, а лидеры протеста, наоборот, остановили тогда эскалацию насилия», - отмечается в сообщении центра.
Ранее Ахмед Барахоев, Барах Чемурзиев, Зарифа Саутиева, Муса Мальсагов и Малсаг Ужахов были обвинены в организации насилия в отношении сотрудников власти опасного для жизни и здоровья (ч.3 ст.33 ч.2 ст.318 УК РФ).
Правозащитники сочли новое уголовное дело, возбуждённое против Малсага Ужахова, Ахмеда Барахоева, Мусы Мальсагова, Бараха Чемурзиева, Ахмеда Погорова, Багаудина Хаутиева, Исмаила Нальгиева и Зарифы Саутиевой, «незаконным, необоснованным и политически мотивированным».
«Это очередной шаг на пути подавления законной общественной активности, прав и свобод не только жителей Ингушетии, но и граждан России в целом. Мы требуем прекратить незаконное преследование участников протестов в Ингушетии», - говорится в сообщении правозащитников.
Правозащитники намерены защищать ингушских активистов вплоть до Европейского суда
Следователь не зачитал и не разъяснил предъявленное обвинение Бараху Чемурзиеву, пожаловался его адвокат Магомед Абубакаров. По его словам, поэтому Чемурзиев отказался давать показания 16 января.
«Если Саутиевой объявили о предъявлении нового обвинения, то Чемурзиеву - просто вручили постановление об этом. Согласно УПК, следователь должен зачитать обвинение и разъяснить моменты, которые будут непонятны обвиняемому или его адвокату […] (Чемурзиев) не стал (16 января) давать показания по новому обвинению. Мы сказали, что нам нужно время для изучения этого обвинения, нам оно непонятно. Мы попросили ответить на ряд наших вопросов, мы указали их в протоколе допроса», - приводятся слова адвоката в сообщении правозащитников.
Ранее адвокат Саутиевой заявил, что по новому уголовном уделу "никакой конкретики у следствия нет". "Все очень обтекаемо. Мы с Зарифой заявили ходатайство, чтобы нам разъяснили, в чем конкретно заключается обвинение", - сообщил Билан Дзугаев.
Список подозреваемых по этому уголовному делу может быть расширен, заявил руководитель представительства «Мемориала» в Назрани Тимур Акиев.
«Но никто из защитников не ожидал, что обвинения могут быть такого рода. Получается, что любые люди, которые организуют митинги, подают заявки на их проведение, могут быть обвинены в экстремизме. Список подозреваемых может быть расширен. В документах дословно сказано «и другие лица». Кто может попасть в их число – пока неизвестно», - процитировали 16 января Акиева «Кавказ.Реалии».
По словам Акиева, правозащитники намерены защищать участников мартовского митинга в Магасе вплоть до Европейского суда по правам человека.
«Мы будем представлять интересы Зарифы Саутиевой в суде до тех пор, пока не добьёмся логического завершения. Если понадобится – вплоть до Европейского суда по правам человека», – добавил Акиев.
Правозащитный центр "Мемориал" признал политзаключенными лидеров протестов в Ингушетии Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Бараха Чемурзиева, а также активистку Зарифу Саутиеву.
Информация о задержаниях активистов собрана в хронике "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", размещенной на "Кавказском узле". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов".