Аналитики в Армении исключили эскалацию конфликта с Азербайджаном
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Инциденты, произошедшие на армяно-азербайджанской границе с начала года, могут привести к локальным обострениям, но эскалации конфликта не будет, считают опрошенные "Кавказским узлом" аналитики в Ереване.
Как писал "Кавказский узел", 7 января Минобороны Армении заявило о попытке продвижения азербайджанских военных на линии фронта. Погранслужба Азербайджана опровергла эту информацию, в свою очередь сообщив о гибели пограничника Фарзали Фарзалиева в результате снайперского выстрела с армянской стороны. Опрошенные "Кавказским узлом" азербайджанские аналитики предположили, что убийство Фарзалиева не станет поводом для обострения. 11 января Министерство обороны Армении сообщило, что рядовой Артур Арзуманян ранен выстрелом снайпера.
Смерть пограничника приведет к резкому ухудшению отношений двух государств, предположил блогер "Кавказского узла" Ветер с Апшерона. "В таких случаях Азербайджан всегда отвечал убийственным огнем. Снайперы есть, современное дальнобойное стрелковое оружие азербайджанского производства имеется", - написал он 7 января.
Инциденты, произошедшие с начала года на армяно-азербайджанской границе, могут привести к локальному обострению, о чем может свидетельствовать ранение рядового Айка Арзуманяна, считает аналитик военно-аналитического портала Razm.info Айк Хачикян.
По его мнению, Азербайджан не пойдет на то, чтобы накалить обстановку. "Если Азербайджан преследует цели, помимо инженерных работ, накалить обстановку, например, применив артиллерию или минометы, то получит адекватный ответ армянской стороны. И тогда ситуация на границе будет совершенно иной. Но, кажется, Азербайджан на это не идет", - считает аналитик.
В декабре 2018 года по поручению президента Ильхама Алиева охрана азербайджанской границы с Тавушской областью Армении вверена силам Государственной пограничной службы Азербайджана.
По словам Хачикяна, инженерные работы, проводимые подразделениями ГПС Азербайджана, могут создать серьезные проблемы для армянской стороны, в частности, могут привести к "позиционному преимуществу".
"Невыгодно, если позиции азербайджанских подразделений будут укреплены. Кроме того, отсутствие реакции со стороны Армении может мотивировать Азербайджан начать инженерные работы и на других участках границы", - отметил он.
Стрельба является логическим продолжением приостановки переговорного процесса
Инженерные работы – процесс на границе постоянный, и обе стороны работают над укреплением своих позиций, отметил военный эксперт аналитико-исследовательского центра "Орбели" Влад Вартанян.
"Если вовремя не пресекать подобные действия, это чревато тактическим преимуществом на конкретных направлениях, что не может устраивать ни одну из сторон. Активные инженерные работы на северо-восточном направлении армяно-азербайджанской границы начались после того, как данный участок перешел под ведомство ГПС Азербайджана", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла", добавив, что армянская сторона пресекает все возможные провокации на этом участке границы.
При этом Вартанян сомневается, что инциденты, произошедшие на армяно-азербайджанской границе, приведут к серьезному обострению.
"Сложно сказать, стало ли ранение армянского солдата от снайперского выстрела ответом на гибель азербайджанского военнослужащего, так как детали инцидента неизвестны. Говорить о начале снайперской войне также не приходится. Она и не прекращалась, лишь немного снизился темп перестрелок после некоторого позитивного продвижения в переговорном процессе. Однако сейчас [переговорный] процесс затормозился, и стрельба является логическим продолжением", - полагает военный эксперт.
Перестрелки на границе невозможно свести к нулю
Политический обозреватель Lragir.am Наира Айрумян не считает последние инциденты на армяно-азербайджанской границе обострением конфликта. По ее мнению, в целом режим прекращения огня как в Нагорном Карабахе, так и на армяно-азербайджанской границе соблюдается, а одиночные выстрелы - реакция на какие-либо действия противника.
После обострения карабахского конфликта, которое произошло в апреле 2016 года, стороны договорились о перемирии, однако противостояние не прекратилось, говорится в справке "Кавказского узла" "Карабах: два года спустя после четырехдневной войны". В течение первых двух лет перемирия обстрелы в зоне конфликта фиксировались ежедневно, следует из инфографики "Кавказского узла" "Карабах после перемирия – два года войны".
"Это неизбежный процесс, который невозможно свести к нулю. Особенно активизируется эскалация, когда Азербайджан в преддверии каких-то встреч пытается оказать давление на армянскую сторону и посредников", - подчеркнула Айрумян.
Что касается сближения позиций, то по большей части периметра границ и в Нагорном Карабахе, и в Армении позиции уже максимально сближены, отметила она.
"Остаются какие-то участки, где сохраняются так называемые нейтральные территории, и стороны пытаются взять под контроль максимальную площадь. Это может привести к завладению противником стратегических высот, и в этих случаях армянская сторона жестко отвечает. Там, где просто происходят притирки, дело не доходит до открытого противостояния", - заключила политобозреватель.
Ранее, опрошенные "Кавказским узлом" армянские военные эксперты заявили, что новые огневые точки, которые заняли армянские военные на границе с Азербайджаном, дают армянской стороне возможность подавлять огонь при обстреле приграничных сел.
Новости о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Карабах: худой мир или война".