Абдулмумин Гаджиев назвал письмо из ФСБ давлением на суд
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дагестанский журналист Абдулмумин Гаджиев назвал переданные суду аргументы ФСБ о продлении ареста попыткой продавить позицию следствия. Силовики сами виноваты в затягивании следственных действий, указала защита на заседании 31 декабря 2019 года.
Как писал "Кавказский узел", 31 декабря 2019 года суд в Махачкале до 13 марта продлил срок ареста журналисту дагестанского издания "Черновик" Гаджиеву и главе благотворительного фонда "Ансар" Абубакару Ризванову. Заседание по аресту еще одного обвиняемого, уроженца Карачаево-Черкесии Кемала Тамбиева, сорвалось по вине следствия.
На заседании Советского райсуда Махачкалы 31 декабря 2019 года адвокат Арсен Шабанов обратил внимание на письмо из управления ФСБ по Дагестану, приложенное к ходатайству следствия о продлении Абдулмумину Гаджиеву ареста. В письме говорится, что у Гаджиева имеются обширные связи среди сотрудников правоохранительных органов, и в случае освобождения из-под ареста он может воспользоваться этими связями, чтобы уйти от ответственности. Шабанов возразил, что широкий круг знакомств в правоохранительных органах, наоборот, положительно характеризует его подзащитного.
Сам Гаджиев заявил, что считает это письмо попыткой оказать давление на суд. "В этом письме ФСБ одновременно утверждает две вещи: мою приверженность к террористической организации и мой широкий круг общения с представителями правоохранительных органов", - передал корреспондент "Кавказского узла" слова Гаджиева, сказанные на заседании.
"Такого рода письма - это сигнал для судей, что ни в коем случае нельзя его выпускать", - пояснил Арсен Шабанов корреспонденту "Кавказского узла".
По версии следствия, Гаджиев перечислял деньги на счета фондов проповедника Исраила Ахмеднабиева (Абу Умара Саситлинского), которого следствие считает организатором финансирования террористов через благотворительные фонды под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам. Сам Абу Умар Саситлинский в интервью блогеру Тумсо Абдурахманову заявил, что никак не связан с Гаджиевым и другими фигурантами дела и даже не знаком с ними.
По мнению прокурора, Гаджиев может скрыться от органов следствия и попытаться "создать искусственные доказательства своей невиновности". Адвокат Арсен Шабанов, напротив, назвал ходатайство следствия необоснованным. "В ходатайстве не указано, какие именно конкретные данные подтверждают то, что Гаджиев может скрыться или воспрепятствовать расследованию уголовного дела", - сказал Шабанов.
Защитник журналиста отметил, что сама по себе тяжесть преступления, в котором обвинен Гаджиев, на данном этапе уже не может быть основанием для продления ареста. "Сейчас уже обвинение должно предъявлять более веские доказательства, подтверждающие свои доводы", - подчеркнул Арсен Шабанов.
Он также указал, что приведенные в ходатайстве о продлении ареста следственные действия могли быть завершены в течении полугода. "Следствие не может приносить в жертву свободу обвиняемого по причине своей неспособности вовремя завершать следственные действия", - заявил адвокат.
В ходатайстве следователя говорится, что следствие продлевается до девяти месяцев, то есть до марта. За это время планируется изучить страницы в социальных сетях, результаты запросов по телефонным соединениям, материалы допросов свидетелей, а также учредительные документы благотворительных фондов в Турции и Швеции. Кроме того, следователи хотят допросить учредителя "Черновика" Магди Камалова и главного редактора газеты Маирбека Агаева, информировал "Черновик" 31 декабря 2019 года.
Другой защитник Гаджиева, Ахмад Ахмедов, обратил внимание суда на то, что доводы, приведенные в ходатайстве следствия, повторяют аргументы, приводившиеся на предыдущих заседаниях. "Мы за время рассмотрения предыдущих ходатайств убедились в том, что, к сожалению, разумные доводы стороны защиты судом зачастую не принимаются во внимание", - констатировал адвокат.
Абдулмумин Гаджиев в своем выступлении также отметил, что аналогичные планы следственных действий озвучивались озвучивались и ранее.
Абубакар Ризванов на заседании 31 декабря 2019 года также указал, что следователь заседание за заседанием представляет почти идентичные обоснования для продления ареста.
Во время оглашения решения суда о продлении ареста Абдулмумин Гаджиев находился в приподнятом настроении. Адвокат Арсен Шибанов заявил, что обжалует решение суда, как и все прошлые постановления о продлении срока содержания под стражей, передал корреспондент "Кавказского узла".
Прежнее ходатайство следствия о продлении ареста Гаджиеву, Ризванову и Тамбиеву рассматривалось на одном судебном заседании, куда были приглашены все трое обвиняемых. Однако 31 декабря 2019 года ходатайства следователя рассматривались по отдельности - тремя судьями одновременно. Сам следователь в суд не пришел, ходатайства на всех заседаниях зачитывал прокурор, сообщило в тот же день "Новое дело".
Коллеги и друзья редактора отдела религии газеты "Черновик" Абдулмумина Гаджиева регулярно проводят одиночные пикеты в его поддержку в Махачкале. Эти акции призваны напомнить жителям Дагестана о "беспределе силовых структур", считают коллеги журналиста. Пикеты 23 декабря коллеги Гаджиева приурочили к визиту в Дагестан главы Следкома России Александра Бастрыкина. Еще один пикет прошел 31 декабря.
Дело Абдулмумина Гаджиева сходно с попыткой уголовного преследования журналиста "Медузы" Ивана Голунова, отмечается в материале "Кавказского узла" "2019 год в Дагестане: бунт жителей против инициатив Кадырова, суды за веру и зачистки чиновников". Подробнее об уголовном преследовании Гаджиева рассказывается в материале "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа собираются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".