Жители двух сел в Армении заявили об ухудшении своего здоровья из-за горных разработок
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жители сел Мец Айрум и Чочкан Лорийской области Армении пожаловались на негативное влияние на их здоровье хвостохранилища "Наатак" ЗАО "Ахталинского горно-обогатительного комбината". Необходимо провести обследование людей для выявления причин их заболеваний, считает представитель комбината.
Как писал "Кавказский узел", 22 апреле 2015 года в Ереване прошла акция протеста с требованием безопасной эксплуатации Чочканского хвостохранилища Ахталинского горно-обогатительного комбината. Экологи потребовали безопасного использования Ахталинского месторождения, отметив, что хвостохранилище комбината перегружено.
Президент Центра общинной мобилизации и содействия Олег Дулгарян на своей странице в Facebook написал пост в поддержку жителей села Мец Айрум. Одна из пострадавших - семья Даниелянов, дом которых находится в непосредственной близости от хвостохранилища "Наатак". "В 50 метрах от хвостохранилища живет семья с тремя несовершеннолетними детьми, которые постоянно болеют", - написал Олег Дулгарян (здесь и далее перевод корреспондента "Кавказского узла").
В январе 2020 года планируется провести общественную мобилизацию в Мец Айруме, где и обсудят проблему семьи Даниелянов, по итогам которой планируется подготовить обращение как в государственные органы, так и в Ахталинский горно-обогатительный комбинат, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Олег Дулгарян.
Если проблема не решится, Центр общинной мобилизации и содействия поможет семье отстаивать свои интересы в судебных инстанциях, сообщил он.
С территории, на которой проживает семья Даниелянов, были взяты пробы почвы, овощей и фруктов, члены этой семьи сдали образцы волос для проведения экспертизы в Университете химической технологии в Праге для выявления токсичных веществ, сообщил активист.
Исследования, проведенные чешской организацией ARNIKA, показали, что территория загрязнена, хвостохранилище воздействует на здоровье людей, отметил Дулгарян.
Сбор проб из девяти фермерских хозяйств был проведен в июле 2019 года на территории, охватывающей близлежащие промышленные объекты - Алавердский медеплавильный комбинат, Ахталинский медный рудник и хвостохранилища. Согласно результатам исследований, предоставленных корреспонденту "Кавказского узла", в почве были обнаружены повышенные уровни мышьяка, кадмия, меди, молибдена, никеля и свинца, которые являются угрозой для здоровья местного населения. Яйца куриц свободного выгула загрязнены диоксинами.
Концентрации тяжелых металлов в пробах, согласно экспертизе, указывают на загрязнения, вызванные промышленной переработкой меди. Самая высокая концентрация мышьяка, по словам Дулгарян, была обнаружена в селе Чочкан.
Жители общины боятся поднимать проблему, чтобы не остаться без работы
Арутюну Даниеляну 36 лет, в 1989 году он вместе с родителями бежал из Шаумяновского района Нагорного Карабаха, когда армия Азербайджана вошла в их село Эркедж. Дом в селе Мец Айрум, в котором сейчас живет его семья, он купил 15 лет назад, и в то время, по его словам, хвостохранилище не было таким глубоким.
"Почему трехлетний ребенок должен каждый день жаловаться на головную боль, на тошноту, усталость? Мы понимаем, что все это воздействие хвостохранилища, но в то же время переселиться никуда не можем. Не могу продать дом, никто не покупает из-за хвостохранилища рядом", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель села.
В огороде Даниелян ничего не выращивает. "Если посею, может, и что-то вырастет, но зачем выращивать, когда знаешь, что это яд?" - заявил он.
Арутюн Даниелян требует компенсации, чтобы съехать из этого дома подальше от хвостохранилища. "А этот дом я оставлю тем, кто утверждает, что хвостохранилище не опасно, пусть вселяются сюда, пусть их дети тут живут, раз уже не опасно. Дети выходят во двор, а это уже побережье хвостохранилища", - отметил Даниелян.
Летом ситуация намного хуже, на хвостохранилище происходит испарение, постоянно стоит зловоние. "Это же болото, а как может пахнуть болото?" - задал он риторический вопрос.
"Продукты покупаем либо в городе Алаверди, либо у тех, кто их к нам в деревню привозит. Сами не можем выращивать. В этом году и вовсе все исчезло - ни картофеля, ни других овощей или фруктов. Я думаю, почва уже зараженная, да и вода тоже", - отметила Диана.
Питьевую воду они набирают из родника близ дома, но не уверены, что она чистая, поэтому воду в обязательно порядке кипятят, потом пьют. "Вода дает осадок, насколько она чистая, не знаем", - пояснила она.
Братья Арутюна живут вместе с его отцом Семой Даниеляном чуть выше. Два года он проработал на хвостохранилище, получая 65 тысяч драмов (около 135 долларов США). Однажды к ним пришли журналисты, в беседе с которыми он рассказал о вреде хвостохранилища, после чего его уволили с работы, сообщил Сема Даниелян корреспонденту "Кавказского узла".
В селе, по его словам, все жалуются на хвостохранилище, но многие боятся высказаться публично из-за риска потерять работу.
Земледелием селяне почти не занимаются, по его словам, ничего, можно сказать, и не растет - деревья, которые он посадил, все засохли. Продукты они покупают в Ванадзоре, Алаверди, Садахло (грузинское приграничное село).
"У меня 10 внуков в этом селе, невозможно их тут держать в таких условиях. Пусть нам выдадут компенсацию, мы переселимся в другое место. Дети постоянно болеют, я даже не о себе думаю, а о них", - отметил мужчина.
В Мец Айруме, по его словам, климат схожий с климатом оставленного ими села Эркедж в Шаумяновском районе Нагорного Карабаха, поэтому он принял решение поселиться тут. Хвостохранилище тогда не действовало, и столько отходов в нем не было.
Хвостохранилище, по его словам, на тот период не действовало, и в нем не было столько выбросов. "Помню, мы через него ходили в соседнее село и возвращались. Как этот хвост начал работать, резко увеличился объем, у нас у всех появились разные недуги: проблемы с артериальным давлением, постоянные головные боли, у жены выкидыш был, подозреваю, что тоже связано с воздействием хвостохранилища", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Петросян.
В его семье сейчас двое детей, взрослые постоянно следят, чтобы близко к хвостохранилищу ребята не подходили, сообщил Аршавир. Однако жалобы на зловоние, особенно в летнее время, постоянны.
Урожай в селе, как отметил Аршавир, некачественный, на плодах всегда можно увидеть налет пыли. Специалисты брали пробу и зафиксировали наличие тяжелых металлов в них, отметил он.
Аршавир Петросян занимается торговлей, привозит овощи и фрукты из других районов в село на продажу. "Почти все село покупает овощи и фрукты из других мест. Свой урожай люди не могли продать, когда говорили, что выращено в Мец Айруме. Люди говорят, это очаг онкологии", - пояснил он.
Петросян требует закрыть хвостохранилище. "Если это возможно, я бы предпочел никуда не переселяться, жить в нашем селе", - сказал он.
Из-за этого воздействия на протяжении многих лет, по его словам, в почве образовался отдельный слой с высоким концентратом тяжелых металлов. "Невооруженным глазом этот слой виден, он отличается темно-желтоватым цветом, и почти ничего не вырастает на нем, даже сорняки, несмотря на наличие влаги", - пояснил он.
"Конкретно на моем земельном участке площадью в 1,5 га я посадил персиковый сад из 600 деревьев, но через два года все засохло. Как агроном утверждаю, что никаких побочных заболеваний не было, это прямое воздействие хвостохранилища. Эта почва уже непригодна к использованию", - отметил Сирадегян.
Использовать эти земли в сельскохозяйственных целях, считает агроном, можно будет только после тщательного химического очищения почвы от загрязнений, поскольку они закислены и насыщены такими химическими элементами, как мышьяк, кобальт, цинк. После очистки нужно на этой территории выращивать специальные растения, способные поглощать ядовитые вещества. Либо нужно снять слой почвы, примерно до 50 сантиметров глубины, и на его место насыпать здоровую, потом уже использовать. Сам процесс очищения может продлиться до четырех лет. "Но это очень дорого обходится, у меня нет таких средств", - пояснил Сирадегян.
Но многие жители общины предпочитают публично не высказываться, не жаловаться, они боятся столкнуться с проблемами с администрацией общины, а те, кто работает на комбинате - с его руководством, сообщил он.
"Люди боятся потерять работу. В свое время они оставили земледелие, поскольку практически нет внутренней оросительной системы, налоги большие, и перешли на работу в комбинат, в некоторой степени это остановило миграцию. Сейчас из Чочкана на комбинате работает около 70 человек. Но и сейчас есть миграционная угроза, уже из-за загрязнения земель, вод", - отметил Сирадегян.
В селе Чочкан, по данным администрации общины, живет 1100 человек, а в селе Мец Айрум - 350 жителей.
По словам главы общины Ахтала Аркадия Тамазяна, поднятая жителями сел проблема может решиться лишь на правительственном уровне. "Хвостохранилище это еще с советских времен, оно бездействовало несколько лет в связи с развалом СССР, и причина была не экологическая, а экономическая", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Относительно требований жителей общин о выдаче компенсации для переселения в более безопасное место Аркадий Тамазян отметил, что "община таких возможностей не имеет, но в то же время не имеет и таких обязательств".
На сегодняшний день комбинат платит ежемесячно 5 миллионов драмов (чуть более около 10 тысяч долларов США) на нужды общины Ахтала. К примеру, на данный момент строится внутренняя водная система Мец Айрума.
Тамазян знаком с результатами экспертизы чешской компании, "…но еще большой вопрос, примет ли правительство эти результаты за основу?", - добавил он.
"В любом вопросе я всегда на стороне наших жителей. Конечно, хвостохранилище вредит окружающей среде, здоровью человека, но нужно определить размер этого вреда. С одной стороны комбинат решает социальную проблему, он имеет 500 рабочих мест, жители общины получают доход, и закрывать эти рабочие места, тоже я не считаю правильным. Можно просто снизить риски", - отметил глава общины, добавив, что нужны регулирующие стандарты законы со стороны государства и использование новых технологий со стороны комбината.
Но сейчас, по его словам, на комбинате построили производственный цех для высушивания. Сухие отходы перебрасываются в отверстия открытого рудника. "Вся проблема в том, что этот процесс не осуществляется добросовестно, поэтому отходы сливают в открытое хвостохранилище. Если бы комбинат выполнял этот процесс добросовестно, сегодня хвостохранилище не действовало бы", - отметил Тамазян.
Глава ОО "Ассоциации за устойчивое человеческое развитие", эколог Карине Даниелян отмечает, что таких хвостохранилищ открытого типа в Армении 23, и все они представляют большие риски.
Сели, землетрясения, по ее словам, могут разрушить хвостохранилища, особенно, учитывая тот факт, что ни одно из них не соответствует мировым стандартам. Вероятность загрязнений окружающей среды, в том числе, подземных вод, очень высока, считает эколог.
Даниелян отметила, что их организация тоже проводила исследование на основе данных всех университетов и общественных организаций, занимающихся экологическими вопросами в Армении. По итогам исследования очень тяжелая ситуация обнаружена в Сюникской области Армении, и, особенно, в Лори. "Минздрав не особо хочет принимать оценку влияния этих хвостохранилищ на здоровье людей", - сказала Даниелян.
"Под хвостохранилищем "Наатак" проходят все водные течения. Один из родников с увеличением площади хвостохранилища остался под ним, а второй родник находится очень близко. Все эти воды друг с другом связаны", - отметила Даниелян, добавив, что есть необходимость создания дисциплинарной комиссии по снижению рисков на каждом хвостохранилище.
Ахталинский комбинат отрицает негативное воздействие его деятельности на здоровье жителей общины
Хвостохранилище "Наатак" открытого типа, и оно было построено еще в 1972 году в соответствии со строительными нормами тех времен, и до сих пор эти нормы не изменились, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" начальник отдела по охране природы и по внешним связям ЗАО "Ахталинский горно-обогатительный комбинат" Гагик Шахназарян.
С началом 90-х годов по 2011 год, по его словам, рудник простаивал, в это время были разрушены все коммуникации.
"В хвостохранилище поступают отходы объемом 100-150 тонн в сутки. Допустимая норма составляет до четырех тысяч тонн отходов в сутки. А сейчас мы и вовсе сушим хвосты и отправляем их в Шамлухский открытый рудник", - отметил Шахназарян, добавив, что лицензия на эксплуатацию рудника выдана со сроком до 2029 года.
Касательно проведенной чешской компанией экспертизы Гагик Шахназарян отметил, что для получения полной и точной картины у исследователей для сравнений должны быть показатели прежних лет, когда там не было хвостохранилища.
"Причины высоких показателей не в хвостохранилище, возможно, что на этой территории такое фоновое загрязнение. Точно такие показатели можно получить и в других местах, где нет хвостохранилища, все зависит от показателей фоновых загрязнений", - убежден Шахназарян.
То же самое, по его словам, касается заявлений жителей о том, якобы они страдают тяжелыми заболеваниями. "Никто из них до хвостохранилища не прошел обследование, какого его состояние здоровья, поэтому не с чем и сравнивать нынешнее их состояние, и нельзя утверждать, что причина их болезней - это хвостохранилище", - считает он.
Правительство не возражает против результатов исследований, но и реальных действий не предпринимает
Правительство, по словам Григоряна, не выступает против результатов исследований по оценкам влияния на окружающую среду и здоровье людей, но в то же время не дает конкретных ответов, поскольку в таком случае, оно обязано будет осуществить комплексные действия.
"Нужно доказать, что причиной загрязненной окружающей среды, которая негативно влияет на здоровье людей, является безалаберная деятельность производственных объектов. Это не означает, что нужно запретить индустрию вообще, но при добросовестной деятельности, риски могут быть приемлемые", - отметил Григорян, добавив, что для этого предприятие должно сделать дополнительные инвестиции на техническое оснащение.
Согласно нормам, никому не разрешается сливать отходы напрямую в хвостохранилище, прежде эти хвосты должны пройти очистительный этап, а на Ахталинском хвостохранилище этих норм не придерживаются, заявил Григорян. Инспекция должна зафиксировать эти нарушения и обязать, чтобы комбинат ликвидировал их и все последствия, в противном случае его деятельность должна быть прекращена, считает эколог.
"Самое уязвимое звено в этой ситуации - это жители общины, которым необходимо самим доказывать вину комбината в их состоянии здоровья, поскольку Минздрав отказывается этим заниматься. В итоге так получилось, что правительство не берет на себя обязательство, соответственно, комбинат снимает с себя ответственность", - заключил Артур Григорян.
Жители общины планируют отстаивать свои права в судебных инстанциях
Член Палаты адвокатов Назели Варданян, занимающаяся уголовными делами в сфере экологии и делами жителей Мец Айрум, отметила, что пока идет подготовка материалов, планируется отстаивать интересы жителей общины в судебных инстанциях.
Согласно законам "О недрах" и "О водных ресурсах", на территории бассейна рек запрещено строить хвостохранилище, пояснила Варданян корреспонденту "Кавказского узла".
"Несколько лет назад близ Ахталы посадили персиковый сад, урожай получился с хорошим товарным видом, но специалисты провели экспертизу и выявили в плодах 16 видов тяжелых металлов. Вода чистая, почва чистая, выяснилось, что это воздействие налета пыли. Практически эти плоды не пригодны к употреблению", - отметила Варданян.
"Чешская компания ARNIKA выявила в волосах детей общины Мец Айрум наличие мышьяка, ртути, тяжелых металлов. В куриных яйцах обнаружили диоксин и другие вещества. О каком здоровье может идти тут речь?" - возмутилась она.
Минздрав Армении в этом направлении ничего не делает, наоборот, всячески препятствует процессу, утверждает она. "Весь абсурд в том, что если бы мы смогли в армянских судах доказать вину комбината, то компенсацию этим людям должен выдавать он. А если, особенно при таком отношении Минздрава, мы проиграем эти дела, то придется обратиться в ЕСПЧ, после решения которого, а я уверена, что будет в пользу жителей общины, компенсацию придется выплачивать правительству", - пояснила адвокат.
"Дело жителей Ахталинской общины в судах будет беспрецедентным, я понимаю, что оно продлится несколько лет, но когда-нибудь его должны начать", - заключила Варданян.