Односельчане Курбановых подтвердили версию об их похищении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Отец Исмаила и Мухтара Курбановых попросил односельчан о помощи в поисках сыновей до того, как силовики отчитались об их задержании, рассказали свидетели в суде. После безрезультатного обращения к силовикам в Каякенте и Махачкале родные написали заявление в прокуратуру об их похищении и только после этого выяснили местонахождение братьев.
Как писал "Кавказский узел", 29 октября отец Исмаила и Мухтара Курбановых рассказал в суде, что его сыновья были похищены силовиками 6 февраля 2018 года, до их официального задержания. Свидетели 11 ноября заявили, что когда односельчане узнали о похищении братьев, то хотели перекрыть трассу, и не верят в версию обвинения об их связях с боевиками.
По версии следствия, братья Мухтар и Исмаил Курбановы вступили в незаконное вооруженное формирование, хранили взрывчатку, а младший из них, Мухтар, воевал на стороне "Исламского государства"* в Сирии. Изъятые у Курбановых боеприпасы и гранату одному из братьев передал боевик Магомед Тамураев, убитый еще в 2012 году, заявил на заседании суда 1 октября гособвинитель. 22 октября Курбановы на допросе в суде сообщили, что оговорили себя из-за угроз.
В Южном окружном военном суде 18 ноября продолжилось рассмотрение дела в отношении братьев Курбановых. Родственники и знакомые подсудимых в суд не пришли, передает присутствовавший на заседании корреспондент "Кавказского узла".
По видеосвязи с гарнизонным военным судом Махачкалы выступили шесть свидетелей со стороны защиты. Гособвинитель возражал против их допроса.
Жена Исмаила Курбанова после допроса вспомнила, что, находясь в Каире, они с мужем дружили с семьей из Махачкалы, рассказал отец подсудимых Микаил Курбанов. Родственники нашли эту семью в Кизлярском районе и ее члены готовы выступить в суде, сказал он. Кроме того, 12 августа 2015 года у супруги Исмаила Курбанова родилась дочь, и, по традиции, семья, в том числе сам Исмаил, это широко отмечали, пригласив "30-40 человек из села", отметил он. Односельчане "готовы это подтвердить", сказал Курбанов.
Бывший учитель математики в школе села Дружба Надирбек Омаров рассказал, что знаком с подсудимыми, в частности, был классным руководителем у Мухтара Курбанова с 5 по 8 класс.
"В феврале 2018 года Исмаил и Мухтар работали на стройке в 100 метрах от меня, и я их видел каждое утро, мы здоровались. И вот однажды вечером мне звонит Микаил Курбанов спросить, не видел ли я его сыновей. Потом со слов Курбанова я узнал, что они пропали. Люди собрались и решили перекрыть трассу Ростов - Баку. Микаил с депутатами уехал в район, интересоваться... потом я узнал, что его детей забрали в Махачкалу", - сказал Омаров. Он пояснил, что ему неизвестно, в чём именно обвиняют братьев Курбановых.
"Семью Курбановых могу охарактеризовать только положительно. Отец был моим коллегой — преподавателем физкультуры. Очень воспитанные дети. В школе я организовывал для них экскурсии, ничего отрицательного сказать не могу. Высказываний против власти от них я не видел и не слышал. Они выезжали играть футбол в село Каякент", - также рассказал Омаров. По его словам, среди жителей села никаких слухов о причастности Курбановых к сирийским боевикам не ходило.
"В следственном изоляторе ко мне пришёл [силовик], он мне сказал, что есть человек в нашем селе, который на всех доносит. Он рассказал, что мы всем говорили, что воевали в Сирии", - рассказал 22 октября во время допроса в суде Исмаил Курбанов.
Житель села Дружба Иса Шабанов рассказал в суде, что о пропаже братьев Курбановых узнал "на следующий день утром, когда люди хотели перекрыть федеральную трассу". По словам селянина, он, как и другие свидетели, вместе с жителями Дружбы 8 февраля 2018 года в поисках Курбановых ездил в Каякент, а затем в Махачкалу.
"Это очень достойные ребята, они на стройках трудились. Отец раньше работал в школе, но зарплата была маленькая, и он ушел на стройки" - добавил Шабанов.
Он также сказал, что за два дня до пропажи Курбановых проезжал на велосипеде и видел Исмаила Курбанова возле автомобиля, в котором сидели силовики в форме. Сам Исмаил Курбанов уточнил, что его задерживали люди в штатском, а силовики, вероятно, спрашивали у него адрес в селе.
Местный житель Гаджи Магомедов рассказал, что он с детства дружил с отцом Курбановых, и они часто заходили друг к другу в гости.
"6 февраля 2018 года я шёл в аптеку купить лекарство. Они (Курбановы) шли на стройку, говорили «шпаклюем, ещё немного осталось». Я повернул в другую сторону, а на следующий день узнал, что они не вернулись с работы домой. 8 февраля я спросил у самого Микаила, что случилось, и выяснил, что на ужин они не пришли, на стройке был замешан раствор, а ребят не оказалось. Потом очень много сельчан поехали в Каякент, встречались там с начальником полиции. Сперва говорили «мы не знаем», но потом сказали про Махачкалу. Сестра Микаила (отца Курбановых) подала заявление в прокуратуру, а Микаил потом сказал нам, что детей нашёл в Советском райотделе Махачкалы", - рассказал Магомедов. За что именно задержали Курбановых и в чем именно обвиняют, по словам свидетеля, он не знает.
"Могу уверенно сказать, что такого не было", - сказал Магомедов на вопрос о слухах про участие Курбановых в незаконных вооруженных формированиях. "Они на стройках работали... все руки в мозолях", - отметил он.
Бывший учитель математики в Дружбинской школе Рабадан Гасанов сказал, что жил неподалеку от семьи Курбановых, на параллельной улице, и постоянно встречал их.
"В начале февраля 2018 года я гостил у сына в Махачкале и встретил толпу людей, которые были готовы перекрыть трассу... Потом сказали, что Курбановы вроде бы в Советском райотделе, но там ответили, что их нет. После этого мы пошли в прокуратуру и написали заявление об их похищении", - сказал Гасанов. О том, что Курбановых задержали 6 февраля, он узнал от отца братьев, по его словам.
"Ничего противозаконного от них я не слышал. Ребята - работяги, помощники по дому, очень добрые, уважительные", - сказал свидетель.
Житель Дружбы Раджаб Гаджиев, обучавшийся в одной школе с Курбановыми, сказал, что виделся с братьями за день или два до 6 февраля 2018 года.
"Знаком с ними с детства, мы играли в футбол в одной команде. Это ответственные ребята, вредных привычек не было. Они были общительные, играли в футбол с командами из соседних сел", - сказал Гаджиев. По его словам, он также был среди жителей села, которые утром 8 февраля 2018 года ездили в Каякентский район, а затем в Махачкалу, чтобы найти Курбановых. Численность села он оценил в 4000 человек.
Подсудимые не говорили о причастности к сирийским боевикам, заявил Гаджиев. "Ничего подобного не было, от них я такого не слышал, от других жителей тоже", - сказал он.
После этого гособвинитель огласил протокол допроса Мухтара Курбанова от 8 февраля 2018 года. В документе записано, что Курбанов ещё со школы "не поддерживал действующую власть и желал жить по нормам шариата".
Согласно протоколу, когда братья Курбановы гостили у бабушки и в мечети на окраине Каспийска, то познакомились с аварцем по имени Магомед и по кличке Самурай, с которым "вели разговоры о ведении джихада и установлении шариата в Дагестане". Самурай сообщил, что "находится на нелегальном положении и ведёт джихад против неверных", следует из документа.
"Мы сообщили ему, что пока не готовы уходить в лес, но готовы оказывать пособническую помощь, после чего дали Магомеду байат (клятву верности — прим. "Кавказского узла"). Самурай сказал, что мы на правильном пути Аллаха", - зачитал прокурор. Вскоре после этого Самурай передал братьям Курбановым черный пакет с патронами и гранатами, "который надо было передать другому брату-мусульманину", и братья спрятали его в подвале дома, но вскоре после этого Самурая убили силовики, следует из документа.
31 августа 2012 года сотрудники правоохранительных органов блокировали в Ленинкенте дом, так как, по данным МВД, в нем укрывался один из предполагаемых членов вооруженного подполья, находящихся в федеральном розыске. Сотрудник Национального антитеррористического комитета (НАК) рассказал, что мужчины отказались сдаться и открыли огонь по силовикам. Они были убиты ответным огнем. Одного из убитых "опознали как Магомеда Тамураева, известного под кличками Билял и Самурай", сказал он.
Далее в протоколе допроса указано, что Мухтар Курбанов вылетел в Египет для изучения арабского языка, однако познакомился там с гражданином Украины и уроженцами Дагестана, которые "вели разговоры о построении халифата", и "осознанно, добровольно, без какого-либо принуждения принял решение перебраться на территорию Сирийской Арабской Республики для участия в боевых действиях". В Сирию попал по поддельному паспорту через Турцию, но уехал обратно, поскольку "осознал, что может получить тяжелые ранения", следует из документа.
Задержали Курбановых, согласно оглашенному документу, 8 февраля 2018 года рядом с проспектом Ахмед-хана Султана в Махачкале в момент, когда они хотели спрятать полученные от Самурая боеприпасы в лесном массиве, а сами хотели спрятаться у родственников жены Мухтара Курбанова после увиденного по телевизору сюжета о задержании в Дагестане членов незаконного вооруженного формирования.
Мухтар Курбанов отказался отвечать на вопросы суда о достоверности зачитанных показаний до приезда адвоката в Ростов-на-Дону.
Рассмотрение дела продолжится 25 ноября в 14.00 мск. Ожидается, что в этот день участники процесса заявят ряд ходатайств и, возможно, допросят новых свидетелей.
Комментариями адвокатов подсудимых относительно протокола допроса Мухтара Курбанова и показаний свидетелей "Кавказский узел" пока не располагает.
Новости о влиянии ИГ* на деятельность боевиков Северного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Кавказ под прицелом халифата". Справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ" размещена в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
* - организация "Исламское государство" (ИГ, ранее ИГИЛ) признана террористической и запрещена в России судом.