НПО назвала обыденной практику давления на активисток в Грузии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Угрозы применения насилия, запугивание в соцсетях, обнародование фактов интимной жизни в отношении женщин в грузинской политике стали нормой, говорится в отчете неправительственной организации "Международная прозрачность - Грузия".

В Грузии женщины, которые занимаются общественной деятельностью, периодически подвергаются давлению, причем запугивают и отдельных активисток, и предупреждают остальных, что их постигнет та же участь в случае критики власти, говорится в сообщении неправительственной организации "Международная прозрачность - Грузия".

"Грузинская политика сопровождается шантажом посредством социальных сетей - обнародованием видеозаписей интимной жизни, угрозами причинения вреда здоровью. Основные жертвы психологического террора - женщины-политики и гражданские активистки", - говорится в сообщении НПО, которое перевела корреспондент "Кавказского узла".

По данным организации, эффективного реагирования в случае психологического террора в отношении женщин-политиков и общественных деятелей в стране нет.

В сообщении приводятся примеры давления на активисток и политиков за последние три года.

К примеру, в 2016 году от четырех женщин-общественных деятелей шантажом и угрозами требовали прекратить политическую жизнь, при этом были обнародованы видеозаписи их интимной жизни. Лица, распространившие одну из видеозаписей, указали, что на ней фигурирует бывший министр обороны Тинатин Хидашели, но она опровергла эту информацию.

Тинатин Хидашели покинула пост министра обороны Грузии в августе 2016 года. Она и государственный министр по вопросам равноправия Паата Закареишвили подали в отставку в связи с участием в предвыборной кампании Республиканской партии на парламентских выборах.

В качестве еще одного примера приведен случай с угрозами журналистке Инге Григолия. Неизвестный требовали, чтобы она уехала из Грузии.

Президент Грузии Саломе Зурабишвили во время президентских выборов в ноябре 2018 года получала смс-сообщения с угрозами физической расправы над ней и ее детьми. По данным следствия, авторы - бывшие грузинские военные, воюющие на территории Украины. Обвинение предъявлено одному человеку, также говорится в отчете.

В 2018 году угрозы поступали народному защитнику Нино Ломджария, ей угрожали "выстрелом снайпера в лоб". В начале 2019 года было распространено видео интимной жизни депутата парламента Екатерины Беселия.

Видео интимного содержания, касающееся жизни депутата парламента Екатерины Беселия, появилось в Интернете после того, как она открыто выступила против списка кандидатов в судьи Верховного суда и ушла с поста председателя юридического комитета парламента. Были задержаны 18 подозреваемых в посягательстве на тайну личной жизни. Четверо из них были арестованы, остальные - отпущены на свободу под залог. По данным МВД, первым видео опубликовал отбывающий наказание в армянской тюрьме гражданин Грузии, которому его прислал гражданин России. Оба заочно арестованы.

Угрозы в адрес женщин-активисток в Грузии практикуются уже давно

Опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" политики, общественные деятели и правозащитники подтвердили, что угрозы активистам существуют.

Практика агрессивных действий в отношении женщин-активисток была внедрена властями в период президентства Михаила Саакашвили, сообщила пиар-технолог Лали Морошкина. По ее словам, она стала одной из тех, кто стал жертвой подобного акта агрессии, когда протестовала перед зданием тюрьмы против насилия над заключенными. "Тогда меня... оставили на растерзание разъяренной толпе. Хорошо, что заключенные оказались на моей стороне", - рассказала она 9 ноября.

По ее словам, постепенно подобная практика прижилась, однако распространена она скорее против всех инакомыслящих независимо от пола. "Тут дело не в гендере, это кампания против инакомыслящих", - сказала Морошкина.

Лидер оппозиционной партии "Единое демократическое движение", экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе заявила, что за свою длительную политическую деятельность никогда не сталкивалась с серьезным давлением, однако признала, что определенный прессинг был.

"Мне повезло, я никогда не ощущала себя в такой ситуации... Однако был определенный прессинг и серьезные обвинения. Думаю, что это было связано с моими действиями против правящей партии "Единое национальное движение" и против власти во времена Саакашвили. Но будь я мужчиной, было бы то же самое", - сказала она.

При этом, по ее словам, к ней не было снисходительного отношения, как к женщине в политике, вероятно, потому, что она "не давала волю эмоциям".

По словам Бурджанадзе, одним из видов нападок, которые стали частью политической борьбы с ней, стал акцент на ее ювелирных украшениях, которые преподносились как доказательство коррумпированности ее семьи. "Порой во время интервью снимали исключительно мое кольцо или жемчужное ожерелье на мне. Были случаи, когда при монтаже на это ожерелье накладывали блеск, и оно блестело, как в мультике, сильнее любого бриллиантового ожерелья", - рассказала политик.

Она отметила, что в оценке ее внешнего вида, одежды или украшений при этом не было ничего "особо отрицательного", но иногда за внешний вид упрекали из-за потраченного времени.

"Я к этому спокойно относилась. Безусловно, я тратила много времени на свой внешний вид, просто женщине на это нужно больше времени, чем мужчине. Быть в форме - обязанность любого культурного человека. Тем более в политике, когда представляешь не только себя, но и страну, тем более за рубежом", - сказала Бурджанадзе.

Правозащитники рассказали о случаях давления на активисток

Руководитель "Международной прозрачности - Грузия" Екатерина Гигаури рассказала, что осенью 2018 года обратилась в полицию в связи с поступавшими ей угрозами, но дело не было расследовано. По ее словам, угрозы поступали в период проведения президентских выборов, который она называет, наиболее агрессивным периодом.

"Несколько раз в личных сообщениях в социальных сетях угрожали изнасилованием, писали обо мне очень плохие вещи. Когда кампания ведется против женщины, то сообщения иного характера - с вопросами, чувствительными для женщин, с целью заставить нервничать", - сказала она.

По словам Гигаури, она уже привыкла к подобному отношению. Руководитель НПО призналась, что старается не ходить одна по вечерним улицам и беспокоится о своей безопасности. Поступающей ей угрозы она связала с деятельностью НПО и обнародованием критических отчетов, к примеру, в период выборов организация подготовила несколько отчетов о проблемах в правящей партии "Грузинская мечта - Демократическое движение".

По мнению представителя неправительственной организации "Новое поколение для демократической Грузии" Натальи Хохиашвили, современные мужчины в Грузии стали превозносить женщин, матерей и девушек только во время застольных тостов. При этом, но ее мнению, им не нравятся успешные и независимые женщины, тем более те, кто наряду с семейными делами занимается общественными.

"Женщины часто становятся жертвами агрессии со стороны мужчин", - сказала она, добавив, что в последнее время МВД фиксирует увеличение количества случаев домашнего насилия. В качестве примера она привела обращение в полицию в связи с психологическим давлением со стороны мужа председателя по правам человека и гражданской интеграции парламента Софо Киладзе.

По мнению Хохиашвили, изменить ситуацию можно только путем повышения уровня сознательности и образованности в обществе, в ином же случае не помогут никакие законодательные нормы. Она также отметила, что средства массовой информации зачастую, сообщая о женщинах-активистках, пишут не об их деятельности, а об одежде и украшениях.

Психолог, профессор социальных наук "Свободного университета" Георгий Нижарадзе отметил, что в Грузии травле подвергаются не только женщины-активистки, но и мужчины. При этом он согласен с тем, что преследование активисток зачастую связано с тем, что некоторые мужчины считают неприемлемым участие женщин в политической жизни.

"Каждый случай надо рассматривать индивидуально, если ли гендерная подоплека", - сказал он.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"