Скандал с заявлениями о геях указал на противостояние в грузинской церкви

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Бывший митрополит Чкондидской епархии Петр Цаава, лишенный сана из-за заявлений о мужеложстве среди священников, отказался ехать в монастырь, определенный ему Синодом Грузинской православной церкви. Теологи, опрошенные "Кавказским узлом", связали заявление Цаавы с противостоянием пророссийской и антироссийской группировок в грузинской церкви.

Как писал "Кавказский узел", 31 октября священный Синод Грузинской православной церкви постановил лишить митрополита Чкондидской епархии Петра Цааву сана, отстранил от возглавляемой им епархии и направил на покаяние в монастырь из-за его заявлений о мужеложстве среди священников.

Синод состоит из 48 членов, возглавляет его Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II. В заседании Синода 31 октября приняли участие 42 его представителя. Петр Цаава принял постриг 27 августа 2000 года, а митрополитом стал 2 августа 2010 года, сообщает "Спутник-Грузия".

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II направил Цааву в монашеский комплекс Шиомгвиме, расположенный примерно в 30 километрах от Тбилиси. Сам Цаава попросил направить его в монастырь при храме Святого Амвросия Исповедника в Чкондидской епархии, сообщается 1 ноября на сайте "Грузия-онлайн".  

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II отказал бывшему митрополиту в его прошении, сообщил 2 ноября "Спутник-Грузия". Цаава заявил, что он покинет Чкондидскую епархию, однако в Шиомгвиме все равно не поедет. "Передам комиссии епархию и покину Чкондидскую епархию. [...] Вероятно, поеду в Тбилиси", – цитирует его издание. Цаава уже начал передачу дел епархии назначенному на его место Синодом митрополиту Григолу Кации. 

Часть духовенства Чкондидской епархии отказывается признавать ее главой митрополита Григола Кацию, мотивируя это тем, что на заседании синода митрополита Петра Цааву выслушали, но не предоставили возможность привести свидетелей, которые бы подтвердили его заявления. Несогласные с отстранением митрополита Цаавы священники пока не приняли решение, останутся ли они в епархии, о намерении направиться в монастырь вместе с митрополитом заявил лишь один из них, передал 1 ноября телеканал "Мтвари архи", эфир которого посмотрел корреспондент "Кавказского узла". 

Теологи не исключили существования геев-священников

Слухи о том, что в Грузинской православной церкви есть священники-геи, ходят много лет. Случаи мужеложства должны расследоваться по церковному закону, за это следует отлучать от церкви, как делали раньше, считает доктор теологии, представитель правящего совета фонда Патриархии Георгий Андриадзе.

"Можно предполагать, что есть священники-геи", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Андриадзе обратил внимание, что митрополит Петр Цаава, выступая с заявлением о священниках с нетрадиционной сексуальной ориентацией, не назвал их имена, хотя мог это сделать. Митрополит преследовал цель не обличить священников-геев, а устроить скандал и дискредитировать церковь, считает теолог.

Андриадзе полагает, что против Грузинской православной церкви идет информационная борьба с целью устранить ее с общественной арены и уничтожить ее рейтинг.

"Этот скандал возник с целью ввергнуть церковь в скандал, в том числе и международный. Эта кампания организована внешними силами, а митрополит Петр Цаава мог и не знать, какую миссию он осуществил", – сказал Андриадзе. 

О том, что среди священников есть геи, известно давно, сказал специалист в области канонического права, теолог Владимир Нарсия.

"Много лет эта проблема была известна в церкви и, кулуарно, людям, очень приближенным к церкви. Публично такие заявления не делали, [...] это было впервые", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Нарсия отметил, что в Патриархии должен быть свой институт, рассматривающий проблемы церкви, также должен быть суд, возглавляемый Католикосом-Патриархом с участием епископов. "Решения принимаются индивидуально по каждому случаю", – сказал он.

Нарсия считает, что в грузинской церкви есть пророссийские силы, которым противостоят прогрузинские группы, выступающие за то, чтобы в церкви не было практики, неприемлемой христианам, в частности, нарушений моральных, этических устоев", – сказал теолог. Митрополит Петр относится к представителям прогрузинской группы, соблюдающим высокие моральные стандарты, отметил он.

Существование "пророссийской" группировки в руководстве Грузинской православной церкви выявилось во время обсуждения вопроса о независимости Православной церкви Украины, официально получившей 5 января новый статус. Верховный магистр православного рыцарского ордена "Тадзрелеби" (Храмовники) Теймураз Туманишвили, в частности, отнес к пророссийской группировке пресс-спикера патриархии Шорена Тетруашвили и местоблюстителя патриарха, митрополита Шио (Муджири), а к их противникам – митрополита Чкондидского Петра (Цааву), митрополита Батумского и Лазского Дмитрия (Шиолашвили), а также митрополита Потийского и Хобского Григола Бирбичашвили.

Теолог Леван Абашидзе отметил, что Цаава выступил перед синодом в неприемлемой форме – словесно оскорбил духовенство, а синод не рассмотрел его заявления по существу.

"Говорят, что за престол Патриарха идет борьба. Петра Цааву рассматривали одним из кандидатов, но в последнее время он перестал быть реальным претендентом. Может, действительно, у него сдали нервы и он решил обострить ситуацию", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла". 

Абашидзе считает, что Цаава – сторонник оппозиционных взглядов в церковной политике, его позиция близка радикальной политической оппозиции. По кулуарной информации, он фаворит партии "Единое национальное движение", отметил он.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"