Провал российской разведки в Баку
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Несколько дней назад в Баку прошел громкий судебный процесс. Азербайджанские спецслужбы разоблачили троих шпионов, признавшихся в активном сотрудничестве с Главным разведывательным управлением (ГРУ) Генштаба Вооруженных сил России.
Суд по тяжким преступлениям приговорил Сеяра Ахундова и Сергея Намазова к 11 годам лишения свободы, Мубариза Ахундова ? к 10 годам. При вынесении приговора были учтены смягчающие обстоятельства, в частности раскаяние подсудимых, а также участие Намазова в войне за Нагорный Карабах.
Подсудимых обвиняли в измене Родине (статья 271 УК Азербайджана). Следствие вели сотрудники Следственного управления Министерства национальной безопасности Азербайджана. Согласно обвинительному заключению, 51-летний машинист электропоезда Бакинского локомотивного депо Сеяр Ахундов, 43-летний Сергей Намазов и 43-летний безработный Мубариз Ахундов в начале 1980-х годов были завербованы сотрудниками ГРУ Генштаба Министерства обороны СССР. Все трое в советское время прошли специальную подготовку в N-ской военной части и в различных явочных квартирах ГРУ в Баку. После распада Советского Союза связи с Москвой временно прервались, однако летом 1993 года инструктор ГРУ связался с Намазовым и Сеяром Ахундовым. Через год они поехали в Новороссийск, где были завербованы уже российской разведкой: следствие утверждало, что они поставили свои подписи под договором о сотрудничестве.
Как выяснилось в суде, в сферу интересов российской разведки входило получение информации об общественно-политическом положение в Азербайджане, о военных заводах, нефтяных контрактах и маршрутах нефтепроводов; сведения о перевозке по железной дороге нефти, наличии в Азербайджане чеченских и афганских боевиков, получении ранеными чеченцами медицинской помощи в бакинских госпиталях, отношении правительства и населения к российскому воинскому персоналу Габалинской радиолокационной станции и т.д.
Намазов и Ахундов должны были собирать и передавать в Москву данные о военных подразделениях на территории Азербайджана, места их дислокаций и наличии иностранных инструкторов. Шпионы собрали также сведения о военном аэродроме в одном из азербайджанских поселков. Как выяснило следствие, в дальнейшем ГРУ планировало установить рядом с аэродромом секретную радиостанцию. Шпионов снабдили полным комплектом разведывательного оборудования, в частности, специальными фотоаппаратами для ведения съемок с больших расстояний. Руководителем группы был назначен Сеяр Ахундов. По данным следствия, члены группы временами выезжали в Новороссийск для встречи с представителями ГРУ, где, рассказав о проделанной работе, получали новые задания.
Суд проходил за закрытыми дверями, в связи с тем, что на нем фигурировали засекреченные материалы. Журналистов пустили только на чтение приговора. Сами подсудимые во время последнего слова признали свою вину и заявили, что раскаиваются в содеянном. Сергей Намазов от имени всех троих обратился к суду с просьбой простить их и не наказывать их слишком строго, однако, их просьбы, по-видимому, никак не повлияли на решение судей.
Опубликовано 3 марта 2003 года