Астраханцы выступили в защиту современных политзеков в День памяти жертв репрессий
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В День памяти жертв политических репрессий в Астрахани состоялись две акции: одна организована чиновниками, другая - представителями партии "Парнас". Участники второго пикета оценили нынешнюю ситуацию в стране, касающуюся политзаключенных.
Как писал "Кавказский узел", 30 октября в разных регионах юга России прошли акции памяти репрессированных. В Волгограде и Нальчике в День памяти жертв политических репрессий состоялись митинги, собравшие около 50 и 70 человек соответственно. Участники акций вспомнили о репрессированных родных. На вечере памяти в Махачкале активисты призвали жителей республики помочь в изучении открывшихся архивных материалов, связанных с жертвами репрессий.
30 октября ежегодно отмечается в России как День памяти жертв политических репрессий. Постановление Верховного Совета РСФСР №1763/1-I "Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий" было принято 18 октября 1991 года.
В День памяти жертв политических репрессий 30 октября в Астрахани прошли две акции. Утром, в 11.00 по местному времени (10.00 мск), у памятника жертвам политических репрессий в центре города прошла получасовая акция с участием председателя астраханского отделения "Мемориала" Эвелины Тороповой и представителей городских и областных властей, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" участница обеих акций Марина Миталева. По ее словам, после выступлений чиновников и правозащитницы, прошел концерт.
Вечерний пикет, организованный астраханским реготделением партии "Парнас", продолжался с 18.00 до 19.00 по местному времени (17.00-18.00 мск). Акция, проходившая у того же памятника в центре города, собрала около десяти человек, сообщил корреспондент "Кавказского узла", побывавший на пикете. Перед акцией начался дождь, но участники акции не разошлись.
В 10-15 метрах от собравшихся стояли трое людей в штатском, которые на вопрос корреспондента "Кавказского узла" не стали отрицать, что являются сотрудниками силовой структуры, но отказались что-либо комментировать. Пикет был согласован с властями, сообщил член совета регионального отделения "Парнаса" Ярослав Савин.
В ходе мероприятия были зачитаны имена репрессированных в Астраханской области, состоялась дискуссия на общественно-политические темы, близкие к повестке акции, передал корреспондент "Кавказского узла".
Активисты оценили нынешнюю ситуацию в стране
Участники пикета встали на защиту современных активистов, которых они считают политическими заключенными. Елена Байбекова держала на пикете плакат про "московское дело". "Московское дело" должно быть прекращено. Я считаю, что нельзя сажать людей на несколько лет за брошенный пластиковый стаканчик, бутылку и даже урну. Люди вышли на мирную акцию и не совершали никаких преступлений", - заявила Байбекова корреспонденту "Кавказского узла".
3 августа в Москве на акции протеста против отказа зарегистрировать оппозиционных кандидатов на выборы в Мосгордуму были задержаны, по разным данным, от 600 до 1001 человека. На аналогичном митинге в Москве 27 июля задержали, согласно официальным данным, 1074 человека. Обе акции были не согласованы с властями.
"Я решил обратить внимание на ситуацию в России с преследованием Свидетелей Иеговы*", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" автор одного из плакатов Константин Головизнин.
На его плакате изображен фиолетовый треугольник с надписью на немецком языке: "Исследователи Библии". "Именно этими треугольниками Свидетели Иеговы* выделялись в концентрационных лагерях. […] Свидетелей Иеговы* признали политическими заключенными российские правозащитные организации. По данным "Мемориала", на 1 октября в России подверглись преследованиям 206 Свидетелей Иеговы*", - сказал Головизнин.
В мае представитель Европейской ассоциации "Свидетели Иеговы"* Ярослав Сивульский заявил, что случаев гонений на Свидетелей Иеговы* в России становится все больше, и юг страны не является исключением. Особо проблемными для организации из регионов юга России он назвал Ростовскую область и Ставропольский край. Общее число политзаключенных из числа Свидетелей Иеговы* в России на 1 мая составляло не менее 55, сообщил 13 мая Правозащитный центр "Мемориал".
Участники пикета рассказали истории репрессированных родственников
Активисты вспоминали судьбы репрессированных близких. Так, Алексей Байбеков рассказал, что в 1937 году расстреляли его деда.
"[Дед] закончил с отличием Одесский политехнический университет - уже при советской власти. И был отправлен инженером-судостроителем на севастопольский завод, где по доносу одного из мастеров цеха был посажен за якобы неправильный раскрой металла. У меня есть письмо деда Сталину, в котором он писал, что металл на завод поступал уже раскроенным и отношения к раскрою он, судостроитель, судосборщик, не имел никакого… Он был арестован, сослан на Соловки, где пробыл год, и за хорошую работу его отправили поднимать рыбное хозяйство в Астрахани. Здесь по его проектам было создано три вида рыбниц парусных и два вида рыбниц парусно-моторных. Он был награжден тремя грамотами астраханского Провлага (Прорвенский исправительно-трудовой лагерь, находившийся под Астраханью. - Прим.ред.), которые тоже у меня хранятся. Но… по неизвестным причинам [дед] в конце 1936 года был вывезен в Казахстан, где его через два месяца расстреляли", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Байбеков.
По его словам, бабушку о расстреле мужа не уведомили. "Когда закончилась война, она узнала от вернувшихся, от очевидцев, что в тот день просто расстреливали букву "Д". А он был Дульветов Федор Христофорович. И букву "Д" тогда расстреляли всю. Сколько моя мама ни писала писем и ни пыталась узнать подробности, ничего не вышло. У нас есть пять ответов казахстанского КГБ, в которых говорится, что такой в списках заключенных не значился. Где находится могила, где похоронили этих заключенных и моего деда, никто не знает", - сообщил Байбеков.
Участница пикета Марина Миталева вспоминала про судьбу прадедушки и его брата. "Они были репрессированы по некоему аналогу "дела врачей". Когда началась война, их из лагеря отправили на фронт. Один после войны вернулся, а второй - пропал без вести. […] Поэтому я тут, чтобы сохранялась память о том, что было, и чтобы этого не повторялось, чтобы люди знали, что происходит", - рассказала активистка корреспонденту "Кавказского узла".
На сайтах администрации Астрахани и правительства Астраханской области на 02.10 мск сегодня нет сообщений в связи с Днем памяти жертв политических репрессий.
– 396 российских организаций Свидетелей Иеговы признаны экстремистскими, их деятельность в России запрещена по решению суда.
"Кавказский узел" публикует новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа на специальной тематической странице "Преследование активистов".