Фермер из Нартана обвинила силовиков в вымогательстве
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Обвиненная в мошенничестве фермер из Кабардино-Балкарии рассказала в суде, что выполнила все условия предоставления гранта. Свое преследование она связывает с отказом платить взятку в миллион рублей сотрудникам правоохранительных органов.
Как писал "Кавказский узел", фермер Диана Карданова из селения Нартан Чегемского района в 2018 году была обвинена в мошенничестве при получении субсидий на создание крестьянско-фермерского хозяйства. 11 июня свидетели защиты опровергли обвинения в ее адрес. Один из них, бывший член конкурсной комиссии Минсельхоза Жантемир Губачиков, в частности, заявил, что Карданова не скрывала наличия другого места работы, и членами конкурсной комиссии было это известно.
22 октября в Нальчике состоялось собрание фермеров, на котором, в том числе, говорили о том, что в Кабардино-Балкарии за последние пять лет около двухсот фермеров, получивших государственные гранты на развитие сельхозпроизводства, впоследствии подверглись уголовному преследованию по обвинению в мошенничестве. Более ста фермеров были осуждены.
В Чегемском районном суде 29 октября дала показания Диана Карданова, получившая грант по программе "Начинающий фермер" и обвиненная в мошенничестве. Она открыто заявила, что сотрудники правоохранительных органов вымогали у нее взятку в миллион рублей, а уголовное дело было заведено в отношении нее после того, как она эту взятку дать отказалась, передает присутствовавшая на суде корреспондент "Кавказского узла".
Карданова рассказала об обстоятельствах подачи документов на грант по программе "Начинающий фермер". По ее словам, к моменту подачи документов у нее было небольшое подсобное хозяйство, где она содержала восемь голов крупного рогатого скота. Грант нужен был, чтобы расширить ферму и приобрести скот.
Бизнес-план составила коллега, которая этим занималась профессионально, на платной основе, рассказала девушка. По ее словам, затем она собрала пакет необходимых документов и подала заявку в Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарии. Документы проверила комиссия и не нашла в них недостатков.
Кардановой был выделен грант в сумме 1 миллион 106 тысяч рублей. По ее словам, по условиям гранта ей надо было приобрести 14 голов скота и расширить ферму. Она приобрела 15 голов крупного рогатого скота и провела реконструкцию фермы, причем, по ее словам, все сделки осуществлялись на основании договоров, на все приобретения имеются фотографии и видеоматериалы.
В соответствии с условиями гранта, Карданова приняла на работу на ферму двух человек, обеспечила достаточный уровень ветеринарно-санитарного состояния, платит все налоги и страховые взносы, регулярно направляет отчеты в Минсельхоз республики, налоговые и страховые органы. То есть, по ее словам, "приняла все меры к надлежащему исполнению своих обязательств".
Карданова отметила, что со стороны Минсельхоза Кабардино-Балкарии претензий к ней по вопросу реализации бизнес-плана, на который ей был выделен грант, не было.
Она рассказала, что 24 апреля 2018 года ее вызвали в правоохранительные органы, и один из сотрудников стал расспрашивать об обстоятельствах получения гранта.
"При этом я заметила, что мой пакет документов, который я сдавала в Минсельхоз, лежит перед ним на столе, расшитый, разобранный на листочки", - рассказала Карданова.
По ее словам, именно от указанного сотрудника правоохранительных органов ей стало известно, что крестьянско-фермерское хозяйство должно быть единственным местом работы получателя гранта. Сотрудник также сообщил ей, что к документам приложена справка из налоговой инспекции об отсутствии у нее задолженности по налогам не в оригинале, а лишь ее копия.
Карданова ранее сообщала, что из пакета ее документов на грант, приобщенных к материалам уголовного дела, (пакет, по ее словам, был расшит и разобран на листочки), исчезли копия диплома доцента и копии документа об ученой степени кандидата юридических наук, которые она подавала в конкурсную комиссию.
Через месяц уголовное дело в отношении фермера было направлено в следственные органы, Кардановой через ее адвоката передали, что за миллион рублей дело закроют.
"Я стала плакать и говорить, что у меня нет таких денег. Мой муж, присутствовавший при разговоре с адвокатом, спросил, почему так много – один миллион рублей. На что адвокат ответила, что деньги будут делить на (три структуры)", - рассказала Карданова.
После этих слов прокурор Доткулов заявил протест и потребовал, чтобы Карданова говорила "по существу".
Адвокат Альберт Кетов заявил, что Карданова имеет право говорить, сколько хочет, "даже сутками".
Карданова пояснила суду, что положение о том, что фермер не должен быть трудоустроен на какой-либо другой работе, вышло в июне 2016 года. Она, по ее словам, начала собирать документы в апреле, закончила в июне 2016 года, однако к моменту сдачи документов об указанном положении известно не было, иначе ее заявка не прошла бы конкурсный отбор. По ее словам, к документам были приложены копии ее диплома кандидата наук и удостоверения доцента вуза, тогда как копия трудовой книжки или справка с места работы по условиям конкурса не требовались.
Она также отметила, что, будучи кандидатом юридических наук, читала лекции об антикоррупционном законодательстве работникам ряда республиканских министерств, и многие лично знали ее и знали, что она является преподавателем вуза. Таким образом, глава крестьянско-фермерского хозяйства, по ее словам, не скрывала, что она имеет работу, и конкурсной комиссии об этом было известно.
Что касается копии справки из налоговой инспекции, которая оказалась в пакете документов, то, по словам Кардановой, сдавала она оригинал, предварительно оплатив транспортный налог. Когда и кем произошла подмена справки, она не знает, а отсутствие налоговой задолженности на момент подачи документов она может подтвердить чеками из банка.
"Грант я использовала по назначению, свои обязательства по гранту исполнила на 100 процентов", - заявила подсудимая.
Бывший член конкурсной комиссии Минсельхоза Кабардино-Балкарии Жантемир Губачиков подготовил экспертное заключение по делу Кардановой и направил его в суд, указав на необоснованное уголовное преследование фермера. Карданова использовала грант по назначению, купила скот, создала рабочие места. По данным ИФНС, с момента получения гранта по 20 марта 2019 года ею уплачено налогов в бюджеты всех уровней на 140 862 рубля, то есть за два года она вернула 15% от суммы гранта, сообщил ранее Губачиков "Кавказскому узлу".
Какими-либо комментариями стороны обвинения, а также Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарии относительно показаний Кардановой "Кавказский узел" пока не располагает.