ЕСПЧ присудил 39 тысяч евро жительнице Чечни за лишение родительских прав

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Европейский суд по правам человека вынес решение по делу "Зелиха Магомадова против России", обязав российские власти выплатить 30 тысяч евро компенсации морального вреда и 9 тысяч евро для оплаты судебных расходов жительницы Чечни.

Европейский суд по правам человека признал нарушение прав Зелихи Магомадовой из Чечни в связи с лишением ее родительских прав на шестерых детей после смерти мужа, сообщила на своем сайте 10 октября "Адвокатская газета".

ЕСПЧ счел, что в деле Зелихи Магомадовой было нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о защите прав человека. ЕСПЧ пришел к выводу, что вмешательство в ее право на уважение семейной жизни не было необходимым, информирует издание.

Зелиха Магомадова проживала в Чечне с мужем и детьми. В 2006 году при исполнении служебного долга погиб ее муж, сотрудник МВД. Женщина осталась одна с пятью дочерьми, через три месяца после смерти мужа у нее родился сын.

Вдове и детям была положена единовременная компенсация и пенсия по случаю потери кормильца: размер компенсации составил почти два с половиной миллиона рублей, а ежемесячная пенсия - по 10 тысяч рублей на каждого ребенка. После гибели мужа его родственники стали оказывать давление на невестку, отец погибшего добился от Магомадовой оформления доверенности на свое имя в целях получения пособий.

В феврале 2010 года Магомадова подверглась побоям со стороны ее шурина. Родные мужа отняли у женщины паспорт и выгнали из дома, оставив детей у себя, и не допускали Магомадову к ним. По словам заявительницы, такая ситуация возникла вследствие отсутствия у нее самой родственников-мужчин, информирует издание.

В августе 2010 года суд вынес решение, что дети должны проживать с Зелихой Магомадовой, так как не были доказаны факты пренебрежения ответчицей своими родительскими обязанностями или ее жестокого обращения с детьми. В сентябре того же года Верховный суд Чеченской Республики оставил решение в силе, однако приставы затягивали исполнение судебного решения.

В 2011 году шурин Магомадовой подал на нее в суд и обвинил в сожительстве с другим мужчиной и аморальном образе жизни. Суд учел заключение психологической экспертизы, согласно которой старшие дочери заявительницы возражали против проживания с матерью, и решил, что дети должны остаться у своего дяди, поскольку они проживают с ним уже два года.

В ходе третьего судебного разбирательства в 2013 году суд заслушал показания двоих старших дочерей заявительницы, которые негативно охарактеризовали собственную мать. Магомадова возражала против лишения ее родительских прав и утверждала, что родные мужа настроили дочерей против нее. Однако суд лишил ее родительских прав и обязал выплачивать им алименты, указав, что Магомадова пренебрегала своими обязанностями по воспитанию детей, так как не помогала деньгами двум старшим дочерям, которые учились в медицинском колледже и проживали отдельно от родни мужа. В феврале 2014 года Верховный суд Чечни оставил в силе решение первой инстанции, сообщает издание.

Интересы Зелихи Магомадовой с 2014 года представляли адвокаты проекта “Правовая инициатива”, говорится в сообщении от 10 октября на сайте организации.

"Европейский суд признал, что решение Наурского районного суда и Верховного суда Чечни о лишении Зелихи Магомадовой родительских прав в отношении ее шестерых детей нарушило Статью 8 Конвенции, гарантирующую право на семью. Суд отметил, что у властей не было оснований применять такую крайнюю меру, способную привести к разрыву детей с матерью, и это отразится на их дальнейшем благополучии. Суд также обратил внимание, что власти не предприняли никаких действий для защиты Зелихи от избиений со стороны брата ее погибшего мужа, а ее заявление в полицию о побоях осталось без ответа",  - цитирует адвоката Ольгу Гнездилову проект "Правовая инициатива".

Ранее "Кавказский узел" писал, что ЕСПЧ присудил более 500 тысяч евро семьям пропавших жителей Чечни, обязав российские власти выплатить компенсации родственникам семи пропавших без вести жителей Чечни.

Автор: