Суд освободил четырех фигурантов "гянджинского дела"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Четверо из восьми обвиняемых по делу о беспорядках в Гяндже получили реальные сроки, еще четверо освобождены: двое приговорены условно, еще двум засчитали уже отбытый срок.
Как писал "Кавказский узел", 9 августа суд завершил рассмотрение жалобы одной из групп осужденных по событиям в Гяндже в июле 2018 года, насчитывающей 11 человек. Четыре человека были освобождены, еще семерым сокращены сроки наказания. 15 августа было оглашено решение по делу другой группы обвиняемых. Осужденные и их родственники бурно отреагировали на то, что суд не освободил их, а лишь смягчил приговор. Силовики для наведения порядка применили слезоточивый газ. 26 августа суд смягчил наказания восьми осужденным, а 30 августа освободил одного и сократил сроки еще пятерым. 19 сентября суд вынес решение группе из семи обвиняемых, приговорив их к лишению свободы на сроки от 2 до 20 лет. Один из них - Эшгин Гулиев - скончался в тюремной больнице 29 сентября. Правозащитники связали его гибель с пытками.
На главу администрации Гянджи Эльмара Велиева 3 июля 2018 года было совершено покушение. Силовики назвали покушение терактом и задержали подозреваемого, уроженца Гянджи Юниса Сафарова, что привело к массовым протестам, участники которых выразили недовольство работой самого Велиева. 10 июля 2018 года около 200 человек приняли участие в акции протеста в Гяндже и потребовали расследовать действия не только нападавших, но и самого Велиева. При разгоне митинга погибли два офицера полиции. В конце августа 2018 года Велиев был освобожден от занимаемой должности.
Сегодня завершился процесс по делу очередной группы осужденных по делу о беспорядках в Гяндже. Дело рассматривалось Гянджинским судом по тяжким преступлениям в здании Сабунчинского районного суда Баку, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" член Общественного комитета защиты прав обвиняемых по "гянджинскому делу" Арзу Абдулла.
По ее словам, как и на предыдущих заседаниях, журналистов и представителей общественности на оглашение приговора не пустили. В зал пропустили только членов семей обвиняемых. Информацию общественный защитник получила от адвокатов и родителей осужденных.
Она сообщила, что суд приговорил Бакрама Алиева к 15 годам лишения свободы, Габиба Гурбанова - к восьми, Мирзу Гусейнова и Асифа Джавадов - к пяти годам тюремного заключения. Суд назначил Вугару Гусейнову и Эмилю Мамедову наказание в виде лишения свободы сроком 1 год 2 месяца и 2 дня. Поскольку они уже отбыли этот срок, суд освободил их в зале.
"Суд исходил из того, что Эмиль Мамедов на момент ареста был в возрасте 15 лет. Вугар Гусейнов же в период ареста перенес инфаркт, и суд учел состояние его здоровья. Шахин Вердиев и Эльмир Гусейнзаде были приговорены соответственно к двум и трем годам лишения свободы и также были освобождены в зале суда. Конечно, хорошо, что четыре человека вышли на свободу. Но, мы разочарованы, что остальным обвиняемым вынесены суровые приговоры, связанные с длительным лишением свободы", - рассказала Абдулла.
Суд признал указанных лиц виновными по ст.ст.29.120 (покушение на убийство), 220.1 (участие в массовых беспорядках), 228 (незаконное хранение оружия) и 315.2 (применение насилия против сотрудников полиции) УК Азербайджана, сказала Абдулла.
По ее словам, осужденные намерены обжаловать приговор.
Мать освобожденного Эльмира Гусейнзаде Севиндж Гусейнзаде сказала, что, несмотря на освобождение сына, она не согласна с приговором. "Мой сын не совершал преступлений. Мы подадим апелляционную жалобу и будем добиваться оправдания", - заявила она корреспонденту "Кавказского узла".
Сам освобожденный Гусейнзаде также выразил несогласие с приговором. "Нас должны были оправдать, мы ни в чем не виновны. Что мы сделали такого? Разве за наблюдение за происходящим за стороны людей должны арестовывать, пытать?" - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Шахин Вердиев отметил, что испытывает двойственные чувства. "С одной стороны, мы рады освобождению, но с другой - расстроены тем, что людей, которых вместе с нами судили, отправили на тюремный срок. Мы будем прилагать все усилия, чтобы и они обрели свободу", - заявил Вердиев корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, он серьезно подорвал здоровье во время заключения. "В один период я даже утратил способность самостоятельного передвижения, перенес инфаркт", - сказал Вердиев. Он сообщил, что подаст апелляцию.
Глава Комитета против репрессий и пыток Огтай Гюльалыев сказал корреспонденту "Кавказского узла", что приговоренные к реальным срокам лица пополнят список политзаключенных.
"Конечно, очень хорошо, что освободили четырех обвиняемых, одному из которых сейчас только 16 лет. Но четыре человека получили суровые приговоры. Они пополнят список политзаключенных. Мы ждали завершения судебного процесса. Мониторинг судебного следствия, информация от родителей и адвокатов дают основания полагать, что этих людей преследовали по сфабрикованным обвинениям, дабы представить события в Гяндже как дело рук религиозных радикалов", - сказал Гюльалыев.
Представители стороны обвинения оказались не доступны для комментариев. В Гянджинском суде по тяжким преступлениям подтвердили информацию о приговоре.
Рабочая группа азербайджанских правозащитников, активистов неправительственных организаций и юристов, координатором которой является Интигам Алиев, обнародовала 3 сентября обновленный список политзаключенных из 119 фамилий.
Новости о преследовании активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" опубликовал справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".