Жители Ткибули поддержали протестующих шахтеров акцией у мэрии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
К протесту ткибульских шахтеров, требующих выплатить долги по зарплате, присоединились рабочие из Чиатуры и Зестафони, сотрудники мэрии и школьники.
Как писал "Кавказский узел", шахты в Ткибули были закрыты в июле 2018 года после гибели четырех шахтеров. Сотрудники шахт Миндели и Дзидзигури протестовали против этого решения правительства, потребовав не закрывать шахты. Со 2 по 3 ноября того же года они в знак протеста находились под землей, озвучив два требования к властям: незамедлительное восстановление производственного процесса в шахтах и максимальное соблюдение норм безопасности. 24 сентября 15 шахтеров шахты имени Миндели и столько же работников шахты имени Дзидзигури в Ткибули спустились под землю, отказавшись выходить, пока не будет выплачена зарплата за август.
В мае шахтеры компании Georgian Manganese провели 11-дневную забастовку в Чиатуре, добившись поэтапного повышения зарплаты на 35%. В акциях протеста чиатурских шахтеров принимали участие работники зестафонского завода "Ферро" и шахты в Ткибули.
Вечером 24 сентября в Ткибули состоялась встреча шахтеров с генеральным директором "Сакнахшири" Джамбулом Джакели, которая, по словам участников акции, завершилась безрезультатно. Протестующие отметили, что Джакели пообещал выплаты в конце месяца, однако они не поверили ему. Около 30 шахтеров остаются в шахтах и продолжают протест. Профсоюз Грузии призвал премьер-министра Георгия Гахарию созвать заседание трехсторонней комиссии по социальному партнерству для обсуждения протеста в Ткибули, сообщает "Рустави 2".
Акция протеста шахтеров в Ткибули продолжилась сегодня у здания мэрии, протест поддержали сотрудники мэрии, школьники, шахтеры из Чиатуры и работники комбината "Ферро" из Зестафони. Участники акции сидели на ступенях с плакатами: "Требуем зарплаты", "Солидарность шахтерам". Протестующие заявили, что шахтеры не получили зарплату за август, которую должны были им выплатить до 15 сентября. "У всех есть кредиты в банках, у всех долги. Естественно, приходят смс-сообщения о задолженности, и никто не интересуется, почему не могу заплатить", - сказал в эфире грузинской телекомпании "Мтавари архи" один из протестующих Георгий, слова которого перевела корреспондентка "Кавказского узла".
Шахтер Теймураз Хачапуридзе задался вопросом, по какой причине работникам не выплачивают зарплату. "Если мы работаем, то почему нам не платят. Могли же сказать: "Зарплаты не будет - сиди дома", - заявил он в эфире грузинской телекомпании "Имеди".
По словам шахтера Георгия Исакадзе, "в контракте указано, что выплата зарплат должна быть произведена до 26 числа", но "финансовые обязательства перед шахтерами должны быть выполнены до 15 числа".
Шахтер Миндия Сабанадзе сообщил, что участники акции ожидают решения по их вопросу на заседании правительства Грузии, которое состоится утром 26 сентября. В зависимости от решения властей, шахтеры определят дальнейший план действий, отметил он.
Директор компании "Сакнашхири", которой принадлежат шахты, Джамбул Джакели в эфире "Имеди" заявил, что провел встречи с протестующими и сообщил, что с 26 сентября должны начаться выплаты задолженностей, "если на заседании правительства Грузии решат вопрос по "Сакнашхири".
Зарплаты шахтеров варьируются от 400 лари (134,4 доллара) до 1 тысячи 200 лари (404 долларов). В частности, от 800 лари (269,5 доллара) до 1,2 тысячи получают работающие на добыче руды, от 400 до 800 лари - шахтеры на железнодорожном транспорте и осуществляющие вспомогательный комплекс работ, сообщил председатель профсоюза работников металлургической, химической и горной промышленности Грузии Тамаз Долаберидзе корреспонденту "Кавказского узла".
Он выразил недоумение в связи с тем, что правительство может иметь отношение к выплате задолженности по зарплатам шахтеров. При этом Долаберидзе не исключил, что правительство может частично финансировать частную компанию.
"Это не государственное производство, но, говоря честно, я не понял заявление руководства компании - что они подразумевали под договоренностью с правительством. Я не знаю, помогает ли им правительство деньгами... У нас нет информации об этом", - сказал Долаберидзе.
По его мнению, руководство "Сакнашхири", говоря о договоренности с правительством, подразумевает, что, по приказу премьер-министра Грузии, работу на шахтах приостановили после гибели шахтеров в результате необеспечения безопасности труда, то есть в этом нет вины шахтеров. И шахтерам выплачивают зарплату, несмотря на то, что работа на шахтах не ведется. Кроме того, Ткибули - шахтерский городок и в нем нет альтернативной работы, отметил он.
"Если шахтерам не будут выплачивать зарплату, Ткибули и деревни этого района опустеют - в них никто не останется. В 90-х годах, когда шахты не работали, в Ткибули жили человек 12, все остальные уехали на заработки в Тбилиси", - рассказал Долаберидзе.
Он считает, что выплата зарплат неработающим шахтерам продолжается лишь потому, что власти осознают социальную ответственность перед ними, а также в связи с тем, что властям невыгодно опустение этого района при проведении выборов.
При этом Долаберидзе отметил, что причины, по которым не ведутся работы по обеспечению безопасности труда на шахтах, неизвестны. Более того, профсоюзам и общественности неизвестно заключение технической экспертизы шахт по оценке рисков на рабочих местах и какие рекомендации даны для их устранения.
Долаберидзе сообщил, что в 2018 году власти для проведения технической экспертизы шахт пригласили немецкую компанию, которая в январе этого года передала правительству свое заключение. "Заключение экспертизы никому не показали, хранят словно тайну. Никто не знает, что написано в заключении. По логике, после оценки рисков необходимо запланировать превентивные меры по созданию безопасности труда, но ничего подобного не происходит", - заявил председатель профсоюза.
Напомним, в августе правозащитная организация Human Right Watch провела исследование условий работы людей, трудящихся на шахтах и рудниках Грузии. Правительству необходимо добиваться четкого регулирования рабочего времени, соблюдения работодателями режимов еженедельного отдыха и ночной работы, оплаты сверхурочных и праздничных дней, заявили правозащитники.