Месяц перемен

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

20-го февраля исполнилась 15-ая годовщина начала Карабахского движения. Однако этот день не стал радостным для действующего президента Армении, который на состоявшихся накануне президентских выборах не набрал нужного количества голосов.

Надо снова посчитать. Второму туру - быть. Тоже неплохо, учитывая то, что Роберт Кочарян и его окружение были явно настроены на безоговорочную победу в один заход. Однако, по предварительным данным ЦИК на вчера, президент сумел набрать лишь 49,8 процентов избирательских голосов. Для безоговорочной победы в первом туре выборов ему, как видите, не хватило каких-то там 1,2 процента. Тем не менее, по тем же предварительным данным Центризбиркома, он явно лидирует, причем с большим отрывом от своего ближайшего соперника Степана Демирчяна, набравшего по тем же вчерашним предварительным данным всего 27,7 процентов избирательских голосов.

Только в том-то и дело, что вот эти самые предварительные результаты выборов уже сегодня подвергаются большим сомнениям. Наверняка, не будет доверия и к окончательным цифрам первого тура. Старая история, увы, повторяется: начиная с президентских выборов 96 года мы еще ни разу не могли доподлинно утверждать, действительно ли наше голосование оказалось в пользу того, кто по результатам ЦИК назывался победителем на выборах, или это была лишь, как утверждает оппозиция, подтасовка и фальсификация.

Начиная с 96 года года, когда президентом во второй раз был оглашен Левон Тер-Петросян, мы не имели главы государства, в стопроцентной легитимности которого могли бы не сомневаться. Хотя бы потому, что никто еще доказательно не отмел обвинения оппозиции относительно фальсификаций итогов выборов и многочисленных нарушениях, происшедших в их ходе.

За кого на самом деле проголосовало большинство в 96 году? За Левона Тер-Петросяна или Вазгена Манукяна? Мы не знаем. Мы не знаем того, кто действительно набрал больший процент избирательских голосов во время президентских выборов 98 года - Роберт Кочарян или Карен Демирчян? Многие тогда утверждали, и утверждают по сей день, что Карен Демирчян. Но ни одна отечественная государственная либо судебная структура не захотела перепроверять и уточнять результаты выборов, дабы рассеять сомнения, гуляющие среди широких избирательских масс. В Америке например, не поленились заново пересчитывать голоса избирателей во Флориде, когда во время последних президентских выборов 2000 года возникли сомнения относительно результатов голосования в этом густонаселенном штате.

Главное ведь не в том, чтоб обязательно победил тот кандидат, за которого ты голосовал. Твой кандидат может и проиграть, коли такова коллективная воля избирателя. Другое дело, что мы должны быть уверены в том, что она, эта воля, именна такова, какой предстает в цифрах ЦИК. На сегодняшний день таковой уверенности опять-таки нет.

Народ вышел на улицы и требует от ЦИК перепроверки данных. Если он откажется это сделать, то все последующие пять лет мы опять будем сомневаться в легитимности Кочаряна - уже не только как человека, не имеющего права баллотироваться на пост президента, но и как кандидата, победившего в первом туре выборов. Пусть нас убедят, что он действительно победил в честной борьбе, пусть рассеют все сомнения- а иначе будущему президенту на доверие народа рассчитывать нечего.

Опубликовано 21 февраля 2003 года

источник: Газета "АРАВОТ" (Армения)