Тележурналист Владимир Познер рассказал о секретах профессии и особенностях азербайджанских СМИ

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Семинары с участием самого известного российского тележурналиста Владимира Познера отныне будут проводиться в Баку ежегодно. Об этом нашему корреспонденту сообщил региональный директор "Internews Azerbaijan" Ильхам Сафаров. На днях состоялись первые мастер-классы В.Познера для азербайджанских журналистов. На протяжении трех дней президент Академии российского телевидения делился знаниями и опытом с представителями отечественных СМИ. А 19 февраля состоялась его бакинская пресс-конференция, самые интересные моменты которой мы предлагаем вашему вниманию.

- Расскажите, как вы стали тем, кто вы есть? Бывало так, что ваша творческая свобода вступала в противоречие с концепцией телеканала? Что вы выбирали?

- Все просто. Я пришел на телевидение после радио. Кстати, до сих пор считаю радио самым значимым и самым удобным из СМИ. Тем не менее, мне пришлось ему "изменить". Потому что работая на телевидении, я могу "достучаться" до большего количества народа. Что касается противоречий с концепцией канала... Да, было и такое. Что я сделал? Я просто ушел. Причем ушел, что называется, безо всякой надежды. И произошло это не потому, что я такой принципиальный. Просто я испугался, что если буду и дальше так работать, превращусь в неизвестно во что. Поэтому-то я и ушел. Кстати, мне тогда очень повезло. Я уехал в США, начал работать с Филом Донахью. Когда вернулся, я был уже другим человеком... (саркастически) Теперь со мной приходится считаться! Сегодня я могу делать то, что считаю нужным. И для меня это великое счастье! Но если завтра что-то изменится, и я вновь почувствую, что дороги дальше нет - снова  пойду. Слава Богу, за эти годы я хорошо укрепил свой тыл и знаю, что без дела не останусь.

- Чувствуете ли вы давление со стороны? Существуют ли для вас какие-нибудь ограничения?

- Нет. Для меня нет ограничений. Я полностью свободен в высказывании своих мыслей. Знаете, когда ущемляется свобода, происходит что-то вроде ситуации на НТВ. Явление Йордана -завоевателя на НТВ и его скорейший уход - это справедливо. Почему его сняли? Думаю, потому что он стал в какой- то степени неуправляемым. К тому же он был американским гражданином и вдобавок мультимиллионером. Понятно, что в канун выборов Некто решил заменить его человеком, которым можно управлять.

- Какое, на ваш взгляд, самое главное качество журналиста?

- Любопытство. Знаете, все дети по натуре журналисты. Им интересно все. Увы, частенько их вопросы остаются без ответа. Их просто "сажают на место". Сначала родители, мол "некогда отвечать на вопросы, смотри лучше телевизор", потом учителя - "у меня таких как ты, 40 человек в классе", а затем и государство - "хочешь знать, почему? Да потому!!!"

- Как вы относитесь к патриотизму журналиста?

- Я не знаю, что это такое. Патриотизм - очень вредное слово в лексиконе журналиста. Согласен с высказыванием одного известного англичанина, который сказал, что "патриотизм - это последнее убежище подлеца". Вот, многие говорят, я - патриот! В таком случае - не плюй на тротуар, не бросай сигареты мимо урны и не писай в собственном подъезде.

- Владимир Владимирович, какую из своих передач вы считаете самой значимой?

- Их нельзя сравнивать. К примеру, для меня очень важную роль сыграл телемост Ленинград - Сиэтл с Филом Донахью. Немаловажным этапом в моей телевизионной карьере считаю программу "Времена". Еще запомнился цикл передач "Воскресный вечер с Владимиром Познером". Однажды я собрал ребят из всех союзных республик. Дело происходило накануне распада СССР. Дети рассуждали о том, что происходит в стране. Не забуду, как 8-летний мальчик сравнил распад с...разводом. Люди женятся и разводятся, так почему страны так не могут?

Помню подростка из Армении, который ненавидел азербайджанцев. Я предложил ему одну игру, после которой, думаю, он задумался. Покуда он размышлял, я неожиданно приставил к его виску детский водяной пистолетик. Другое "оружие" было у него в руках. Вместо того чтобы ответить тем же, он как-то растерянно посмотрел на меня и тихо сказал: "Не буду, не хочу". Он отказался от агрессии. Это был такой момент! Пожалуй, это и есть один из наивысших моментов моей телевизионной жизни.

- А вам предлагали деньги за участие в передаче?

- Да, предлагали. К примеру, недавно одна известная дама захотела выступить в моей программе. На обсуждение вынесла весьма серьезную тему: голодающие дети Ирака. И все бы ничего, но за свое выступление она предложила мне "скромный гонорар" в...$350 тыс. Я превратил все в шутку, заявив, что это сумма не достаточно большая. Позже выяснилось, что некая группа людей в России была заинтересована не судьбой несчастных детей, а доступом к иракской нефти. И сотни тысяч долларов для них не проблема.

- Правда, что вы являетесь автором предисловия к "Манифесту коммунистической партии", изданному лет десять назад в США?

- (смеется) Да. Когда я работал в Америке, руководство одного крупного издательства предложило мне написать предисловие к "Манифесту". Помню, я тогда очень удивился и долго раздумывал. Но все же решился. Пришлось перечитать "Манифест" снова. Как же они это написали! Просто блеск! Словно шекспировский язык! Тогда-то я понял, что Маркс - это все равно что Иисус. Ну и пусть Маркс ошибался. Не это главное... Христос ведь тоже думал, что десять заповедей изменят человечество. Однако за две тысячи лет люди не стали меньше убивать или красть. Значит, не очень-то и помогло...

- Поделитесь с нашими читателями своими творческими планами?

- Планов, как всегда, много. Буду продолжать работать над "Временами". Для меня это чрезвычайно удачная программа. Помимо этого у меня есть серьезные и давние задумки, осуществление которых может серьезно изменить мою телевизионную жизнь.

- Как вы оцениваете уровень свободы слова в Азербайджане?

- Я могу судить по чутью. Прошу понять меня правильно, я не утверждаю это, но мне кажется, что в Азербайджане уровень свободы вообще заметно ниже, чем в России. Что такое на самом деле свобода? Это ведь не то, что начертано в Конституции. Это то, как ведут себя люди. По сравнению со странами Закавказья и Средней Азии, Россия в этом вопросе намного продвинулась вперед. Однако по сравнению с Прибалтикой мы отстаем.

- А как вам азербайджанское телевидение? За эти три дня вы, наверное, успели ознакомиться с местными телеканалами?

- Из просмотра передач по местному телевидению поздно вечером я могу сделать вывод, что телевидение у вас какое-то статичное. Такое ощущение, что у вас в стране ничего не происходит! А дикторы на государственном телевидении?! Это же позавчерашний день! На протяжении 40 минут он должен зачитать 20 страниц указа президента. Кому это нужно? Увы, на азербайджанском телевидении присутствует политический момент, что мешает выполнению профессиональных обязанностей. Профессионализм журналиста в служении зрителям, публике. Когда Габриэля Гарсиа Маркеса спросили, что такое соотношение этики и профессионализма, он ответил, что это "попытка отделить жужжание от мухи. Нет мухи - нет и жужжания". Судите сами...

Опубликовано 22 февраля 2003 года

источник: Газета "Неделя" (Азербайджан)