Черкесские репатрианты столкнулись с волокитой чиновников в Адыгее

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Программа по содействию добровольному переселению соотечественников в Адыгею не работает из-за волокиты чиновников, рассказали опрошенные "Кавказским узлом" активисты. Черкесские делегации из других стран приезжают в республику регулярно, однако снижается финансирование таких визитов и, соответственно, их численность, сообщил представитель комитета по делам национальностей.

В Адыгею по приглашению министерства образования и науки республики 22 августа приехала молодежная делегация черкесов в составе 11 человек из провинции Дюздже в Турции, визит которой завершится сегодня, 29 августа, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" 28 августа руководитель республиканского комитета по делам национальностей, СМИ и связям с соотечественниками Аскер Шхалахов.

По его словам, подпрограмма "Развитие и укрепление связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, содействие социально-культурной адаптации соотечественников, прибывших на постоянное местожительства в Республику Адыгея" государственной программы Республики Адыгея "Укрепление межнациональных отношений и патриотическое воспитание", по которой состоялся визит, действует с 2008 года.

Адыги (или черкесы) — общее название единого народа в России и за рубежом, разделенного на кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Адыги проживают в России в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Северной Осетии и на Ставрополье. Общая численность адыгов в России, согласно итогам переписи 2010 года, составляет 718 727 человек. При этом большинство адыгов проживают за пределами России, говорится в справке "Адыги" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

В программу пребывания турецкой молодежи на исторической родине входит знакомство соотечественников, проживающих за рубежом, с основами адыгского языка, с вузами Адыгеи, ее культурой, традициями и природой, рассказал Шхалахов. 

"Мы приглашаем черкесскую молодежь из Иордании, Турции, Сирии, Израиля для ознакомления с исторической родиной. Язык, конечно, никто не изучит за десять дней: у них - латиница, у нас - кириллица. Но с основами языка их знакомят. Преподаватели кафедры адыгского языка разработали специальную методику", - сообщил он, добавив, что мало кто из черкесской молодежи владеет языком. 

"Два-три человека прилично разговаривают, а остальные кто-то понимает немного, кто-то вообще не понимает. Но всем интересно посетить курсы", - сообщил он. Он отметил, что в программе пребывания в Адыгее обязательное посещение республиканских вузов. 

"Их знакомят со специальностями. За десять лет работы программы, по моим подсчетам, 13 человек приехало поступать к нам", - рассказал Шхалахов. Он сообщил, что турецкую молодежь знакомят с укладом жизни аула Мафехабль, который построили специально для репатриантов, с культурой и музыкой Адыгеи. 

День репатриантов учрежден в Адыгее 1 августа 1998 года. В этот день первый самолет с косовскими адыгами прибыли в республику и был основан аул Мафехабль, где поселились репатрианты.

"Один из них занял первое место в молодежном Адыгэ Джегу (традиционный черкесский танец - прим. "Кавказского узла"). Он проходил в Майкопе в День флага. Они с молодежью нашей знакомятся, с произведениями искусств, с музейными экспонатами", - сообщил Шхалахов.

Он отметил, что интерес у черкесской молодежи к исторической родине большой. "Одна девочка сказала: «Я первые увидела горы Адыгеи, и это интересно». Еще одной девочке понравился адыгский театр. Хотя она не знала языка, но решила его изучить, чтобы понимать то, что говорят артисты. Другая девочка сказала, что ее удивило, как их доброжелательно встречали люди, независимо от национальностей", - рассказал Шхалахов.

Он сказал, что в прошлом году в Адыгею приезжала молодежная делегация Израиля, а в 2017 году - из Иордании. 

"В этом году смогли приехать только 11 человек вместе с руководителем. Потому что до 2014 года те деньги, которые были заложены в программу, обеспечивали приезд 25 человек. После кризиса количество средств на реализацию программы снижалось. В этом году мы написали письмо. Я думаю, нас правительство поддержит, чтобы увеличили финансирование", - рассказал Шхалахов.

Он отметил, что приезд черкесской молодёжи из-за рубежа организовывает также "Адыгэ Хасэ" и Министерство культуры Адыгеи по другим программам.  

"В этом году юбилейный международный фестиваль искусств «Мир Кавказу» будет проходить в Майкопе. Будут участвовать 16 субъектов, а также Турция, Сирия, Иордания, Абхазия, Южная Осетия. Дети и молодежь там тоже участвуют", - рассказал Шхалахов.

С 20 августа в Майкопе работал летний языковой лагерь для детей этнических черкесов из Иордании, организованный Майкопским государственным технологическим университетом.

У черкесской молодежи в Турции проблема со знанием родного языка

Участие в молодежной делегации из Турции принимают студенты, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель "Адыгэ Хасэ" Адыгеи Рамазан Тлемешок.

"Мы пригласили их в Хасэ. Они были в музее, были на водопадах, были в Адыгейском институте гуманитарных исследований. Мы там с ними встречались, общались. Несколько человек из них говорят на родном языке, трое. Один хорошо говорит – руководитель делегации", - сообщил Тлемешок. По его словам, у черкесской молодежи во всех странах мира, где они проживают, в том числе и в России, общая проблема – незнание родного языка. При этом он согласился, что интерес к его изучению у молодых людей есть. 

"Кому 50-60 лет - они язык знают хорошо. Мы, когда ездим, общаемся. А молодежь в основном 80% не знают языка. Общения нет, они изучают английский и турецкие языки, а с родным языком проблемы. Да и у нас дети многие не говорят", - рассказал Тлемешок, отметив при этом, что менталитет и культуру турецкие черкесы сохранили.

"Сейчас центр черкесского языка создали в городе Конья, наши учителя туда ездят. В Дюздже есть университет. Туда наши преподаватели ездят, договор заключили с нашим университетом", - отметил Тлемешок.

По его словам, власти Турции поддерживают желание этнических адыгов изучать свой язык и культуру. "Эрдоган (президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган - прим. "Кавказского узла") сказал, изучайте столько, сколько хотите, если есть желание; сколько часов хотите, столько и будет. Это отношения между главами наших государств. То, что Россия и Турция сейчас политические партнеры, сильно повлияло на развитие черкесского языка в стране", - заключил Тлемешок.

Черкесы сталкиваются с трудностями при переселении

За последние 30 лет сложилось не только экономическое и культурное взаимодействие, но и межличностные связи между представителями российской и зарубежной черкесской диаспоры, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт.

"Большое количество людей посещает зарубежье и приезжает в Россию, создаются семьи, рождаются дети, люди поддерживают родственные связи. Это неформальная сторона вопроса. По государственной линии активно проходят визиты творческих коллективов Республики Адыгея. Наши артисты, музыканты, художники, писатели ... побывали [практически] во всех уголках мира, где проживают наши соотечественники", - рассказал он.

По его словам, ознакомительная программа для детей и молодежи из черкесских диаспор зарубежья сначала создавалась по линии федерального агентства "Россотрудничество", теперь она осуществляется на региональном уровне.

"Детей привозят для отдыха, изучения родного языка, знакомства с Россией и исторической родиной. Масштабы не так значительны, количество привозимых детей может быть увеличено. С одной стороны, не хватает финансирования. И вообще ключевая проблема связана с тем, что у нас не развит туристический бизнес. Он ориентирован на вывоз граждан РФ за рубеж, а не на привоз зарубежных граждан Россию", - сообщил Сохт.

Он отметил, что хорошо налажены связи с Турцией, Иорданией, Израилем, Германией. С Соединенными Штатами коммуникации меньше, поскольку страна находится далеко от России, соответственно, и затраты на перевозку людей больше. При этом община в США, по его словам, небольшая, но оттуда тоже приезжают соотечественники, чтобы увидеть историческую родину.

Аскер Сохт сообщил, что в 2018 году правительство РФ утвердило республиканскую программу по добровольному переселению соотечественников по Адыгее и Карачаево-Черкесии. В программу впервые вписана черкесская диаспора зарубежья. Два месяца назад такая же программа была утверждена по Кабардино-Балкарии, добавил он, однако за все время ее действия ни один соотечественник не смог ею воспользоваться.

"Я связываю это с безответственностью должностных лиц, которые должны заниматься ее реализацией. В программе указано: в Республике Адыгея территорией вселения является Красногвардейский район, привлекаемыми соотечественниками должны быть квалифицированные кадры, специалисты, ученые. То есть составители программы вместо четких терминов - высшее образование, средне-специальное, средне-профессиональное образование - использовали литературные лингвистические обороты вместо четких и ясных критериев. Принимает документы миграционный отдел МВД Адыгеи. Там не могут понять, что такое квалифицированные кадры, специалисты, ученые", - рассказал Сохт.

Черкесы-беженцы начали приезжать на историческую родину, в том числе в Кабардино-Балкарию, в 2012 году, когда в Сирии началась активная фаза войны. К концу 2018 года поток репатриантов сократился в связи с нормализацией ситуации в Сирии, при этом количество квот на переселение осталось прежним. Репатриантам среднего и старшего возраста сложно адаптироваться в России, выучить язык и найти работу, сообщили этнические черкесы, переехавшие в Адыгею из Сирии.

По его словам, сотрудники миграционной службы у всех требуют исключительно российский диплом о высшем образовании.

"В программе не описано, с каким образованием должен быть человек. Люди обращаются, у них отказываются принимать документы. Я знаю нескольких человек, которые закончили колледжи в Адыгее, пришли в миграционную службу и у них не приняли документы", - рассказал Сохт, добавив, что отказывают и людям с высшим образованием.

"Буквально вчера девушке, которая окончила экономический факультет Адыгейского госуниверситета, сказали, что экономисты нам не нужны. Она попросила перечень специальностей, которые нужны. Программа утверждена в 2018 году, перечень специалистов в МВД не могут представить до сих пор. Его просто нет", - заявил Аскер Сохт. Он также отметил, что, по его информации, не предоставляют заявителям и перечень документов, которые необходимо сдать для участия в госпрограмме, так как его тоже нет.

"Здесь нет ни политики, ни каких-то тайных помыслов. Специалист, который отвечает за это направление, просто не хочет работать либо не квалифицирован", - считает Сохт. 

"Я лично туда отправил четверых. Они имеют университетское образование и средне-профессиональное, они работают, они хотят стать участниками программы по добровольному переселению, но у них не принимают документы. Речь идет о тех людях, которые здесь живут семь лет, получили в вузах и колледжах Адыгеи образование", - сообщил Аскер Сохт.

Он также отметил, что для того, чтобы в Адыгее заработала процедура по признанию человека носителем русского языка, ему пришлось нанимать адвоката, обращаться в прокуратуру, направлять на личный прием к министру внутренних дел Адыгеи адвоката и соотечественника, поскольку в миграционном отделе МВД Адыгеи у него не принимали документы. Лишь личное вмешательство министра внутренних дел и прокуратуры открыло молодому человеку дорогу в комиссию по признанию носителем русского языка, отметил он.

"В настоящее время люди месяцами ждут очереди для сдачи экзамена комиссии по признанию носителем русского языка, хотя законом четко установлены сроки экзамена с момента подачи заявления... В этом году они должны принять пять семей, но [пока] не принимают никого", - рассказал Сохт.

Материалы о положении черкесских репатриантов в регионах юга России "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Черкесский вопрос".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"