Журналист Афган Мухтарлы пожаловался на нарушение его прав в тюрьме

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Адвокат Немат Керимли 27 августа встретился с журналистом Афганом Мухтарлы, который находится в колонии №16 в пригороде Баку. Журналист заявил, что администрация учреждения ограничивает его права на использование телефона и свидания. В Пенитенциарной службе Азербайджана нарушение прав журналиста отрицают, но признают возможность ограничений на свидания с осужденным.

Как писал "Кавказский узел", в мае 2017 года Афгана Мухтарлы, эмигрировавшего в Грузию в 2014 году, похитили и насильно доставили в Баку. В январе 2018 года суд приговорил его к шести годам тюрьмы по обвинению в незаконном переходе границы, контрабанде и сопротивлении представителю власти. В апреле 2019 года журналист пожаловался на ухудшение самочувствия в тюрьме.

Что предшествовало похищению Мухтарлы, и почему грузинские власти фактически закрыли глаза на этот инцидент, "Кавказский узел" рассказал в материале "Последние минуты Мухтарлы перед похищением – на карте Тбилиси"

Немату Керимли удалось поговорить с журналистом, который находится в колонии в Рамане.

"В воскресенье меня не пустили к Афгану Мухтарлы под предлогом того, что в нерабочий день свидание адвоката с подзащитным не допускается. Хотя это был абсолютно неправомерный довод, поскольку согласно законодательству, адвокат имеет право встречаться с подзащитным в конфиденциальной обстановке в любое время. В понедельник из-за занятости на судебных процессах я не смог пойти к журналисту. Сегодня, наконец, нам удалось встретиться", – рассказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".

Афган Мухтарлы 25 августа сообщил по телефону жене, находящейся в политэмиграции в Европе, что опасается провокаций. Подробности журналист уточнять не стал. "Афган хотел позвонить сегодня адвокату Немату Керимли, но ему не разрешили", – рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Мухтарлы Лейла Мустафаева.

На следующий день адвоката Керимли и главу партии "Мусават" Арифа Гаджилы снова не пустили к журналисту. Адвокат отметил, что его подзащитный жалуется на ограничение прав: ему не дают свиданий и телефонных разговоров с коллегами, родственниками, друзьями и общественниками.

"В конце прошлой недели ему даже не позволили позвонить мне – своему защитнику. Звонить ему разрешают только матери и находящейся в политэмиграции в Европе супруге. Посещать Афгана Мухтарлы могут только мать и братья. Хотя, согласно закону "О правах и свободах лиц, содержащихся в местах заключения", осужденные имеют право встречаться в рамках установленного лимита: четыре раза в месяц с кем пожелают. Также они имеют право звонить, кому пожелают в рамках лимита – дважды в неделю по 15 минут", – пояснил адвокат.

Керимли отметил, что супруга журналиста заявила о том, что администрация колонии не передала Мухтарлы деньги, присланные другом. После того как об этом стало известно общественности, деньги журналисту все-таки вернули.

Начальник отдела общественных связей Пенитенциарной службы Мехман Садыгов в телефонной беседе с корреспондентом "Кавказского узла" отвергает, что руководство колонии нарушает права журналиста и других осужденных.

"Всем осужденным, будь то упомянутое вами лицо или кто-то другой, обеспечивается возможность в предусмотренном законодательством порядке проведения телефонных переговоров и свиданий. Что касается общения с адвокатами, то здесь вообще нет и не может быть никаких проблем. Да, закон предоставляет право осужденному встречаться с близкими родственниками и другими лицами. Однако согласно правилам встречи с другими лицами осуществляются с разрешения руководства учреждения. Если встречи с посетителями положительно отражаются на исправлении осужденного, его поведении, настроении, то, конечно, они разрешаются", – заявил Садыгов.

По словам общественного защитника Мухтарлы Самира Асадли, несмотря на то, что у членов семьи журналиста есть необходимые документы на посещение колонии, администрация в свидании отказывает.

"Мне и другим активистам не разрешают встречаться с Афганом. Мы не рецидивисты какие-то и никак не можем негативно влиять на его "исправление". Он будет только рад встрече с нами. Мы носим Афгану передачи, их принимают, а встреч не дают. Есть проблемы и с передачей книг. Произведения политического содержания Афгану не передают. У нас складывается впечатление, что свиданий с коллегами, друзьями не дают, чтобы максимально изолировать его от общественных процессов. Это, возможно, и своего рода дополнительное наказание Афгану", – сказал Асадли в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".

Напомним, Асадли также координирует гражданское движение Nida.

Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Преследование активистов»". Также "Кавказский узел" подготовил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:
источник: корреспондент «Кавказского узла»