Заявление представителей чеченских общественных организаций

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

События последних дней показывают, что руководство России не отказалось от идеи проведения в Чеченской Республики мероприятия под названием "Референдум по принятию Конституции Чеченской Республики и Законов о выборах Президента и Парламента Чеченской Республики".

В этой связи общественные и правозащитные организации Чеченской Республики намерены заявить следующее:

1. В Чечне действует законная власть, представляемая Президентом Асланом Масхадовым и Парламентом Чеченской Республики Ичкерия, избранная 27 января 1997 г. народом на свободных, без всякого силового давления на избирателей, и демократических выборах, с участием в них широкого круга альтернативных политических сил, в том числе и пророссийской направленности. Эта власть была признана как руководством России, так и международным сообществом;

2. Никто не отменял действие Конституции ЧРИ, принятой 12 марта 1992 года, в соответствии с которой в 1997 году были проведены выборы Президента и Парламента, и поддерживаемой даже сейчас, в условиях оккупации Чеченской Республики российскими войсками, большей частью ее населения. Общественные и правозащитные организации Чеченской Республики полагают, что референдум, как высшая форма проявления воли народа, мог бы сыграть определенную роль в установлении мира и стабильности в регионе. Но при условии, если бы речь на нем шла не о Конституции Чеченской Республики, а об ее статусе. И если бы он явился итогом переговорного процесса между руководством воюющих сторон РФ и ЧРИ при наличии в республике следующих минимальных, но необходимых для этого условий:

а) Прекращения карательных операций в населенных пунктах Чеченской Республики;

б) Запрета на деятельность эскадронов смерти;

в) Реального прекращения огня сторонами военного конфликта и вывода из Чеченской Республики российских войск или хотя бы размещения их в пунктах временной дислокации;

г) Начала расследования военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных на территории Чеченской Республики российскими военными и сотрудниками спецслужб;

д) Обеспечения гражданам республики свободы передвижения и собраний, предоставление им возможности для проведения политической агитации и митингов;

е) Гарантии безопасности для членов политических партий и движений, желающих возобновить свою деятельность;

ж) Соблюдения в Чечне свободы средств массовой информации.

Мы ответственно заявляем, что ни одно из приведенных выше условий на данный момент на территории республики не соблюдается. Более того, в последнее время силовыми структурами Российской Федерации предприняты дополнительные меры по ужесточению пропускного режима.

На дорогах в ряде районов республики установлены дополнительные блокпосты, а уже существующие оборудованы компьютерами и иными техническими средствами, что существенно затруднило передвижение гражданского населения.

Населенные пункты республики подвергаются "зачисткам", сопровождающимся в большинстве случаев грабежами имущества местных жителей, их немотивированными захватами и пытками, артобстрелами и ракетно-бомбовым ударам по горным районам.

Период подготовки к "референдуму по принятию Конституции Чеченской Республики" ознаменовался рекордным количеством похищений граждан Чечни и их последующими убийствами. Большинство этих казней, совершены специальными подразделениями ФСБ, МВД и ГРУ МО Российской Федерации.

Мы заявляем, что средства массовой информации односторонне освещают подготовку к так называемому референдуму и ведут агитацию в пользу него в форме шантажа, которая в большинстве случаев выглядит следующим образом: проголосуете за конституцию - закончится война, если нет, она будет продолжаться. Мы считаем, что уже в процессе подготовки к референдуму были допущены ряд существенных отступлений от норм российского законодательства, превративших это мероприятие в нечто иное, как фарс:

а) Избирательные списки составляются на основе подтасованных итогов переписи населения республики (по данным Датского Совета по делам беженцев, проводившего подворную перепись населения Чечни, на январь 2003 г. здесь проживали 674 798 человек, в два раза меньше, чем их насчитали в октябре 2002 г. "госкомстатовские" переписчики и почти столько же, сколько объявлено в республике избирателей);

б) Делегаты так называемого съезда чеченского народа, который состоялся 11 декабря в Гудермесе и одобрил идею референдума, не представляли, кроме себя, никого: ни в одном населенном пункте Чечни не были проведены их выборы;

в) Ни в одном населенном пункте Чечни не был организован сбор подписей в пользу проведения референдума, для этого был задействован исключительно административный ресурс;

г) Жители республики были практически исключены из процесса формирования участковых избирательных комиссий и т.д.

д) Выяснилось, что процесс подготовки к референдуму не предполагает внесения в проекты Конституции и Законов о выборах изменений, замечаний и предложений со стороны общественных организаций и отдельных граждан (интервью руководителя инициативной группы по проведению референдума Х. Таймасханова газете "Гумс" от 7 февраля 2003 года)

Мы убеждены, что чеченский народ никогда не признает ни сам псевдореферендум, ни власть, которую при помощи него пытаются ему навязать. В своей дальнейшей деятельности мы, представители общественных и правозащитных организаций Чеченской Республики, будем исходить именно из этого.

1. Алдамов Изрудин - Председатель общественной организации "Ламанан Шовда".
2. Алиев Тимур - Председатель межрегиональной общественной организации "Институт Т.Алиева".
3. Аюбова Луиза - Сопредседатель независимого консультативного совета.
4. Багалова Зулай - Директор культурного центра "Лам", заслуженная артистка РСФСР.
5. Бадалов Руслан - Председатель Общественного Движения "Чеченский Комитет Национального Спасения", председатель Национального Олимпийского Комитета Чечни, Мастер Спорта Международного Класса.
7. Базаева Либкан - Председатель Союза "Женское достоинство".
8. Байсаев Усам - Сотрудник консультативного пункта ПЦ "Мемориал".
9. Гузуева Зайнап - Председатель общественной организации "Лик Будущего".
10. Дудаев Бауди - Председатель общественной организации "Союз вынужденных переселенцев".
11. Ильясов Леча - Директор центра "Латта".
12. Махаджиева Зарман - Председатель правозащитной организации "Нийсо".
13. Мусаева Элиза - Руководитель консультативного пункта ПЦ "Мемориал", кандидат психологических наук, лауреат премии имени Андрея Сахарова.
14. Нашхоев Мурад - Сопредседатель независимого консультативного совета.
15. Саратова Хеда - Председатель общественной организации "Пресс-Центр".
16 Шахмурзаев Лема - Директор института политической культуры "Ламаст".
17. Эжеев Имран - Председатель вайнахского регионального отделения "Общества Российско - Чеченской дружбы".
18. Эжиев Минкаил - Заместитель председателя Председатель вайнахского регионального отделения "Общества российско - чеченской дружбы".
19. Юнусова Тоита - Председатель чеченского отделения межрегиональной миротворческой организации "Эхо войны".

24 февраля 2003 года