Осужденные по делу о беспорядках в Гяндже устроили акцию протеста в зале суда

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Осужденные по делам о покушении на мэра Гянджи и их родственники бурно отреагировали на решение апелляционного суда, который не освободил их, а лишь смягчил приговор. Силовики для наведения порядка применили слезоточивый газ.

Как писал "Кавказский узел", 22 февраля 11 человек были признаны судом виновными в массовых беспорядках и применении насилия к представителям власти. Маарифа Гаджиева суд приговорил к девяти годам лишения свободы, Шахлар Рзаев, Кямал Магеррамов и Орхан Ягналиев осуждены на восемь с половиной лет, Руслан Гасанов, Турал Байрамов, Низами Акперов, Тогрул Bердиев и Сеймур Алиев приговорены к восьми годам заключения, Аразу Гасанову и Вагифу Ашрафову суд назначил по семь лет и шесть месяцев лишения свободы. Союз "За свободу политзаключенных Азербайджана" признал этих 11 осужденных жертвами политического преследования. 9 августа апелляционный суд освободил четырех человек, еще семерым осужденным по этому делу сократил сроки наказания. Правозащитники выразили надежду, что все фигуранты дела о событиях в Гяндже будут освобождены.

На главу администрации Гянджи Эльмара Велиева 3 июля 2018 года было совершено покушение. Силовики назвали покушение терактом и задержали подозреваемого, уроженца Гянджи Юниса Сафарова. Это привело к массовым протестам, участники которых выразили недовольство работой самого Велиева. 10 июля 2018 года около 200 человек провели акцию  протеста в Гяндже и потребовали расследовать действия не только нападавших, но и самого Велиева. При разгоне митинга погибли два офицера полиции. В конце августа 2018 года Велиев был освобожден от занимаемой должности.

15 августа в Баку было оглашено решение Гянджинского апелляционного суда по делу группы обвиняемых по событиям в Гяндже, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" координатор Комитета против репрессий и пыток Огтай Гюльалыев.

"Суд первой инстанции назначил этим людям от 7,5 года до 9 лет лишения свободы. На предыдущем заседании прокурор предложил сократить им сроки наказания от 4,5 года до 5,5 годат лишения свободы. В результате суд снизил сроки наказания от 4 лет 1 месяца до 4,5 года лишения свободы", - сказал он. Однако, по словам Гюльалыева, подсудимые в стеклянной клетке-"аквариуме" выразили негодование, поскольку считают, что невиновны и должны быть освобождены.

"Осужденные стали кричать, переворачивать сидения, выламывать микрофоны. Их родители (в основном в зале были их матери) стали выкрикивать проклятия в адрес суда и власти. Силовики применили слезоточивый газ. Всех присутствующих стали выталкивать из зала, затем полиция стала оттеснять людей от здания", - рассказал Гюльалыев.

Правозащитник осудил вердикт апелляционной инстанции и действия силовиков. "Апелляционный суд не восстановил справедливость. Мониторинг этих дел показал, что подавляющее большинство осужденных не совершали преступлений", - отметил он.

Гюльалыев рассказал, что Руслан Гасанов жил близ здания исполнительной власти Гянджи и 10 июля 2018 года вышел из дома на шум на улице, чтобы узнать, что происходит, но он попал на видео, и его арестовали. "При этом на видеозаписи как раз видно, что этот человек не совершает противоправных действий. В обвинительном акте написано, что на брюках убитого полицейского были обнаружены волокна от рубашки Турала Байрамова. Однако никаких доказательств того, что Байрамов вообще находился там, не было представлено. Кямалу Магеррамову было инкриминировано распространение в социальных сетях призывов к акции в поддержку Юниса Сафарова. Однако у него вообще не было аккаунтов в социальных сетях", - продолжил Гюльалыев.

Правозащитник распространил на своем профиле в Facebook шестиминутную видеозапись, на которой видно, как людей, в основном женщин, вытесняют из здания Бакинского апелляционного суда. Они, плача и крича, рассказывают, как в зале суда против осужденных и их родственников был применен слезоточивый газ.

Мать обвиняемого из другой группы по Гянджинским событиям Эльвина Гусейнзаде Севиндж Гусейнова рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что не совладала с эмоциями из-за несправедливости.

"В клетке ребята стали бить по стенке и требовать свободу. Они вырывали микрофоны. Родители также кричали. Сотрудники пенитенциарной службы применили слезоточивый газ. Всех насильно выводили из зала. Некоторых женщин буквально волокли. Возмущенные родители вышли на улицу и хотели перекрыть движение транспорта. Но было много полицейских, и нас оттеснили на тротуар", - сказала она.

По словам Гусейновой, затем они поехали в Бакинский СИЗО-1, чтобы узнать о состоянии молодых людей после произошедшего. "К нам вышел начальник СИЗО и стал заверять, что у всех самочувствие уже нормальное", - сказала она.

"Мы будем продолжать протесты, пока наших... детей не освободят. Мы будем добиваться наказания всех тех сотрудников правоохранительных органов, которые пытали наших детей", - сказала Гусейнова.

Обвиняемые по делам о покушении на главу города Гянджи и убийстве двух сотрудников полиции подверглись пыткам, но объективных доказательств их вины у силовиков нет, заявили в марте родные арестованных.

После того как "в прошлый раз по делу другой группы апелляционный суд освободил четырех человек... мы ожидали, что Верховный суд освободит остальных", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" координатор союза "За свободу политзаключенных Азербайджана" Эльшан Гасанов.

Он рассказал, что случаев бунта в зале суда не было давно. "Люди в отчаянии... Вопиющая несправедливость только радикализирует людей", - сказал Гасанов.

Он отметил, что после акции протеста 10 июля было привлечено порядка 60 человек. "Почти половина из них уже осуждена. При этом по делам двух групп, по 11 человек в каждой, уже есть решения апелляционных судов, и на свободу отпущены только четверо. Еще одна группа численностью семь человек ожидает решения апелляционного суда. Дела еще 30 человек находятся в суде первой инстанции", - сказал Гасанов. 

По его словам, еще около 30 человек, включая Юниса Сафарова, привлечены по делу о покушении на бывшего главу Гянджи, и предварительное следствие по этому делу продолжается.

"Кавказский узел" публикует информацию о случаях преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" разместил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"