Журналист Абдурахманов стал нелегалом в Турции из-за уголовного дела в России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Дагестанский журналист Рашид Абдурахманов, проживающий в Стамбуле и пожаловавшийся на блокировку его счетов в России, не смог продлить загранпаспорт, так как стал подозреваемым по уголовному делу. Закон не позволяет внесудебного лишения активов, сообщил адвокат Муса Плиев. Блокировка счетов в России используется как внесудебное наказание, отметили в Информационно-аналитическом центре "Сова".
Как писал "Кавказский узел", российские власти отменили пенсию по инвалидности дагестанскому журналисту Рашиду Абдурахманову, так как силовики считают его причастным к сирийским боевикам. Журналист, который с 2013 года живет в Турции, обратил внимание, что его вина еще не доказана судом, но ему не только отменили пенсию, но и заблокировали все счета в России, так как он вместе с супругой, тоже уроженкой Дагестана, внесен в список террористов и экстремистов, составленный Росфинмониторингом.
Переезд из России в Турцию в 2013 году был продиктован соображениями безопасности и связан с нарастающим давлением на религиозные свободы в России, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Рашид Абдурахманов.
"Изначально мы планировали переехать в Египет для изучения арабского языка и для того, чтобы дети воспитывались в атмосфере ислама без боязни арестов или того, что их родителей убьют, оставив их сиротами. Такая тенденция на тот момент уже намечалась, я, выходя на пробежку, находил возле своего подъезда спящих в машинах людей, которые, видимо, следили за мной и моей женой. Но, к сожалению, в Египте произошел переворот и мы, не будучи уверенными в безопасности, переехали в Турцию", - сообщил Рашид Абдурахманов.
Среди исповедующих и практикующих ислам мусульман России Абдурахманов известен тем, что множество озвученных переводов лекций, наставлений и проповедей с арабского на русский сделаны им.
В Турции Рашид Абдурахманов сотрудничает с рядом видеоканалов на платформе YouTube религиозной направленности. Со слов самого Абдурахманова, он работает диктором, занимается озвучкой переведенных программ, передач, фильмов, а также ведет авторскую программу на одном из каналов.
"Я выполняю заказы диктора, никогда не озвучивал радикальные лекции, хотя мне и поступали подобного рода предложения, но всегда отказывал в таких предложениях", - рассказал Абдурахманов. По его словам, в программе, которую он ведет на одном из YouTube-каналов, разбираются различные шариатские вопросы.
Журналист сообщил, что у него четверо детей. В связи с возбуждением в отношении него уголовного дела в России он не смог продлить заграничный паспорт, из-за чего в настоящее время ему приходится жить на территории Турции нелегально.
"Единственные документы, которые консульство может мне предоставить, это справка, с которой я могу выехать только в Россию", - рассказал Рашид Абдурахманов.
Он заявляет, что не совершал никаких преступлений. Как рассказал Абдурахманов, в неофициальном разговоре с его матерью бывший сотрудник правоохранительных органов сказал, что уголовное дело было возбуждено из-за того, что некоторое время назад журналист помогал Абу Умару Саситлинскому в освещении его деятельности. "Мы снимали его лекции в мечетях и выпускали их [в эфир]. До этого у меня не было ни судимостей, ни других проблем с полицией. Не помню, в каком-то году меня пытались привлечь свидетелем по какому-то делу, но поняв, что мои показания могут сыграть не на руку следователям, меня слили, я в суд так и не был вызван", - сообщил Рашид Абдурахманов.
Проповедника Исраила Ахмеднабиева (Абу Умара Саситлинского) российские следственные органы считают организатором финансирования террористов через благотворительные фонды под предлогом помощи малоимущим. Лишь за последний год по обвинению в связях с Саситлинским уголовные дела были возбуждены в отношении уроженца Северной Осетии Георгия Гуева и журналиста издания "Черновик" Абдулмумина Гаджиева. Сам Абу Умар Саситлинский отвергает свою причастность к финансированию террористических организаций, а также заявил, что никак не связан с Гаджиевым и другими фигурантами дела и даже не знаком с ними. О том, кто такой Абдулмумин Гаджиев и почему за него вступились коллеги, можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева".
Силовики считают, что Абдурахманов с супругой опубликовали экстремистский текст в Интернете
22 октября 2014 года следственным отделом УФСБ РФ по Дагестану возбуждено уголовное дело в связи с призывами к осуществлению экстремистской деятельности, обнаруженными в публикации от 13 ноября 2010 года в Интернете, говорится в письменном ответе Управления ФСБ России по Дагестану от 29 июня 2017 года на запрос адвоката, представляющего интересы Абдурахманова.
В ходе расследования "установлено, что данное преступление совершено Абдурахмановым Рашидом Сайпулаевичем и его супругой", указано в документе, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла". 28 января 2015 года супругам Абдурахмановым, как следует из письма, предъявлено заочное обвинение по ч.2 ст.35 - ч.1 ст.205.2, ч.2 ст.35 - ч.1 ст.280 УК РФ, и в тот же день они были объявлены в федеральный розыск.
Имена супругов Абдурахмановых в базах розыска Бюро Интерпола по данным на 10 августа, согласно информации этой структуры на ее сайте, не значатся.
Сам Рашид Абдурахманов считает целью уголовного дела в отношении него "блокировку его возвращения на родину в совокупности с имитацией бурной антитеррористической деятельности".
"До 2013 года я находился дома. Неужели три года велось следствие по факту написания этой статьи и лишь когда мы уехали, выяснилось, что писали ее мы вместе с женой? Это очень похоже на дело в отношении Абу Умара Саситлинского, которое было возбуждено, чтобы максимально осложнить жизнь и не дать возможности вернуться. Даже с этой стороны следственные органы демонстрируют свою полную некомпетентность, если в течение трех лет они не могли установить авторство этой статьи, и помог им в этом лишь наш отъезд", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Рашид Абдурахманов.
На 10 августа, согласно информации Единого реестра запрещенных доменных имен Роскомнадзора, указанный в сообщении дагестанского Управления ФСБ интернет-ресурс в списке запрещенных сайтов не значится. Согласно данным Минюста России, портал был внесен в реестр запрещенных материалов решением Советского районного суда Астрахани 13 марта 2014 года. Сам сайт в настоящее время недоступен, при том что его домен является зарегистрированным, имеет правообладателя и до настоящего времени его делегирование продлевается.
Это может свидетельствовать, что доменным именем пользуются силовики для создания формальных оснований для возбуждения уголовных дел, уверен Рашид Абдурахманов.
Журналист Орхан Джемаль опубликовал в 2016 году расследование "Их записали в ИГИЛ*" (ИГ, ИГИЛ - террористическая организация, запрещенная в России судом, - прим. "Кавказского узла"). Он нашел в Турции нескольких выходцев из северокавказских республик, которые по разным причинам покинули Россию и были объявлены в розыск по линии Интерпола как участники террористических организаций в Сирии, хотя в действительности они не бывали в этой стране после начала боевых действий. "Кавказский узел" публикует на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата" материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на регионы Кавказа.
Закон не позволяет внесудебного лишения активов
Для выяснения обстоятельств возбуждения уголовного дела лицо, в отношении которого вынесено соответствующее процессуальное решение, может обратиться за помощью к адвокату и не обязано являться в следственные органы, чтобы доказывать свою невиновность, отмечает управляющий партнер бюро "Плиев, Лепшаков и партнеры" Муса Плиев.
"Являться к следователю нет необходимости. Заключается соглашение с адвокатом, представляется ордер, и адвокат получает постановление о возбуждении дела, где будет изложена фабула, и можно будет сделать вывод, какие у следователя намерения, и что он собирается делать. Если заблокированы счета в банках, и есть судебные решения, то их также нужно истребовать и понять, какие именно банковские операции приостановлены. Что касается пенсий по инвалидности - они никак не связаны с уголовным делом, тут также должно быть судебное решение", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Муса Плиев.
Незаконные решения о блокировке банковских счетов можно оспорить в судебном порядке, добавил он.
Абдурахманов и его супруга находятся в списке Росфинмониторинга под №№250, 261. Практика показывает, что решение о включении в список действующих террористов и экстремистов принимается лишь на основании постановления о возбуждении уголовного дела, что, в свою очередь, влечет блокировку банковских счетов физического лица, отметил адвокат.
"Счета, активы - это собственность человека и так же, как и его имущество, не могут быть отчуждены, и их нельзя забрать иначе, как по решению суда. Если будет принято решение взыскать из них какие-то суммы, штрафы, компенсации, тогда это может быть сделано. Покупать при этом, например, недвижимость за наличные человек сможет. Это нигде не фиксируется, если только он не пойдет в банк, где попытается оформить ячейку. Покупать и продавать недвижимость в описываемой ситуации не запрещено", - считает Плиев.
С учетом того, что гражданско-правовые отношения никак не связаны с уголовным преследованием, нет ограничений для лица и в осуществлении нотариальных действий.
"Работа с нотариусом ограничений не требует. Нельзя запретить нотариусу проводить какие-то операции. Они могут обращаться к нотариусу и в Стамбуле, где проживают, а в случае отсутствия нотариуса в российском консульстве эти функции осуществляет сам консул", - заключил Плиев.
Блокировка счетов как внесудебное наказание
Список Росфинмониторинга носит технический характер, включение в него не считается наказанием, а сопутствует определенному статусу, отмечает руководитель Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский.
"По сути это именно внесудебное наказание. В список попадают осужденные за террористические и экстремистские преступления, а также за отмывание денег и т.п. Включение в список именно за любые "Т" или "Э" преступления вызывает сомнения, причем вне зависимости от правомерности приговора", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Верховский.
По его мнению, не во всех этих случаях есть смысл именно так жестко ограничивать финансовые операции, в отличие от осужденных именно за финансовые преступления.
"И совсем странно, что в список попадают подозреваемые и обвиняемые. Эти люди еще считаются невиновными, но они уже довольно серьезно наказаны, и тоже без судебного решения. Осужденные могут остаться в списке хоть пожизненно. И это противоречит идее их социальной реабилитации. А подозреваемым, если человек, скажем, под подпиской, можно пробыть и год, и два. Эту норму закона определенно пора менять", - заключил Александр Верховский.