Верховный суд Калмыкии поддержал отказ избиркома регистрировать оппонента Хасикова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Два депутата рассказали Верховному суду Калмыкии, что их вынудили поставить подписи в поддержку врио главы республики Бату Хасикова. Суд отказался удовлетворить жалобу претендента на пост главы Калмыкии Намсыра Манджиева на отказ в регистрации, указав, что доводы истца призваны поставить под сомнение регистрацию Хасикова.

Как сообщал "Кавказский узел", 2 августа избирком официально отказал в регистрации претенденту на пост главы Калмыкии Намсыру Манджиеву.

По словам председателя избиркома Калмыкии Александра Дикалова, Манджиеву отказано в регистрации, поскольку он не предоставил пакет достоверных подписей депутатов, а также сведения об имуществе за рубежом. Избирком Калмыкии признал недействительной подпись депутата Целинного района, зарегистрированного районным избиркомом 24 июля вместо депутата, которого днем ранее реготделение КПРФ лишило мандата. Намсыр Манджиев также сообщил, что МВД Калмыкии расследует дело по заявлению депутата Черноземельского района: по утверждению Манджиева, этого депутата принудили поставить подпись в поддержку и.о. главы республики Бату Хасикова.

Депутаты рассказали суду о психологическом давлении при сборе подписей за Хасикова

Административный иск Намсыра Манджиева к избирательной комиссии Калмыкии рассматривался в Верховном суде республики 8 августа. Манджиев на заседание не пришел, его интересы представляли юристы Семен Атеев, Василий Ильжиринов и Санал Убушиев. От калмыцкого отделения КПРФ в судебном разбирательстве участвовала юрист Оксана Санджинова. Им оппонировали сотрудники юридического отдела избиркома Калмыкии Мира Шовунова и Олеся Болдырева. Интересы Бату Хасикова защищал член избиркома республики с правом совещательного голоса Борис Бобков, передал корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.

Судья отклонила большинство ходатайств представителей Манджиева и КПРФ. Так, суд не посчитал нужным допросить членов избиркома с правом решающего голоса Матвея Нурова (КПРФ) и Эрдни Бадмаева ("Гражданская платформа"), которые 28 июля обратились к прокурору Калмыкии Роману Тютюнику, генпрокурору Юрию Чайке, председателю ЦИК России Элле Памфиловой и председателю ЦК КПРФ Геннадию Зюганову с просьбой "истребовать видеозаписи с камер внутреннего наблюдения Дома правительства для подтверждения факта сдачи документов кандидатом Хасиковым".

Санал Убушиев заявил ходатайство о вызове на допрос всех депутатов Целинного, Черноземельского, Ики-Бурульского и Лаганского районов. Эти свидетели, по его словам, могли бы подтвердить или опровергнуть информацию о том, что представители Хасикова "12 июня, в праздничный день, собрали все подписи в четырех районах".

Согласно постановлению избиркома Калмыкии, кандидату на должность главы республики необходимо собрать подписи не менее чем в 11 муниципальных районах и городских округах. В Калмыкии 13 районов и один городской округ.

Судья удовлетворила ходатайство частично - на допрос были вызваны два свидетеля, которые уже находились в здании суда: бывший депутат Целинного района Павел Антонов и депутат Черноземельского района Петр Чемидов.

Антонов рассказал, что он пенсионер, и полномочия депутата сложил 23 июля по состоянию здоровья. По его словам, 21 мая он перенес операцию, а 12 июня к нему приехал представитель районного собрания, который уговаривал его поддержать кандидатуру Хасикова. "Около часа, наверное, упрашивали. Стали говорить, что я их подвожу, что все депутаты районного собрания уже поставили за него подписи, остался только я. Лозуткаев ссылался на то, что обещал стопроцентную поддержку. Я сначала отказывался, потому что за день-два до этого обещал поддержать Намсыра [Манджиева]. Но я был в таком состоянии… Не выдержал, дал слабину и подписал за Хасикова, чтобы отделаться от них", - рассказал Антонов.

24 июля Целинный избирком передал мандат Антонова Геннадию Кодлаеву, который в тот же день (последний день регистрации кандидатов на должность главы Калмыкии) поставил свою подпись в листе поддержки кандидата Манджиева. 26 июля избирком республики отменил - "со дня принятия" - решение районного избиркома о регистрации Кодлаева в качестве депутата. Учет его подписи стал предметом спора в суде.  

67-летний Петр Чемидов зашел в зал суда с сыном, который пояснил, что его отец долго не сможет отвечать на вопросы, поскольку недавно перенес операцию. Чемидов сообщил суду, что его привезли к нотариусу 12 июня, когда он готовился к операции и "был в очень плохом состоянии". По словам депутата, к нотариусу его доставил районный чиновник, который заверил, что все остальные депутаты уже поставили подписи за Хасикова.  

Представители Манджиева указали на двойные стандарты избиркома

Суд должен ответить на вопрос, законно ли собраны подписи, зачтенные в пользу Хасикова и, соответственно, не зачтенные в пользу Манджиева, указал на заседании представитель Манджиева Василий Ильжиринов. Он также указал на неодинаковое отношение избиркома к разным кандидатам. "Нас удивило и даже в чем-то изумило поведение представителей избиркома, которые заявили, что в их функции, по закону, не входит контроль за порядком сбора подписей. То есть избирком считает, что в отношении действий Хасикова они являются сугубо регистрирующим органом, а в отношении действий Манджиева – контролирующим", - сказал Ильжиринов.

По его словам, подписи Антонова и Чемидова были получены представителями Хасикова незаконно, поскольку должностным лицам запрещено быть участниками избирательного процесса. "По нашим сведениям, Хасиков собрал 240 подписей. Мы просим суд исследовать это обстоятельство, это важно", - добавил Ильжиринов.

В соответствии с постановлением избиркома Калмыкии, кандидату на должность главы республики необходимо собрать 103 подписи депутатов, допустимое количество запасных подписей не более пяти. В числе обязательных подписей должно быть 20 подписей депутатов районных и городских собраний, допустимое количество запасных подписей – не более двух.

Санал Убушиев заявил, что суду не были представлены доказательства, которые опровергли бы слова Антонова и Чемидова о том, что в двух районах все подписи депутатов оказались собранными в пользу Хасикова. "А раз это не было опровергнуто, то мы можем констатировать, что злоупотребление правом со стороны Хасикова установлено судом. В Черноземельском районе – 15 депутатов, в Целинном – 14. То есть только в этих двух районах Хасиков собрал 29 подписей депутатов районных собраний. Мы уже не говорим про Ики-Бурульский и Лаганский районы", - отметил Убушиев.

Он указал на то, что у Хасикова был двухдневная фора на сбор подписей. "Юрист избиркома сказала, что Хасиков получил разрешение на открытие счета 11 июня, в тот же день он его открыл и снял деньги. То есть 12-13 июня только Хасиков мог собрать подписи, поскольку листы поддержки оплачиваются из избирательного фонда", - пояснил Убушиев, добавив, что остальные кандидаты могли открыть счет только после праздника, 13 июня.

Показания депутатов не свидетельствуют о принуждении, указали ответчики

Закон не предусматривает такого основания для отказа в регистрации кандидата, как сбор большего, чем положено, количества подписей депутатов, заявила представитель избиркома Мира Шовунова в ответ на доводы представителей Манджиева. Она признала, что подпись может быть признана недостоверной, если доказан факт принуждения, но добавила, что избирком не уполномочен решать, было ли совершено правонарушение.

В то же время Шовунова уверена, что в случае с Антоновым и Чемидовым "принуждение отсутствовало", поскольку под принуждением, по ее мнению, нужно понимать физическое насилие.

"Само по себе убеждение депутатов другими депутатами, в том числе выражение мнения, за кого поставить подпись, не является принуждением", - поддержал Шовунову представитель Хасикова Борис Бобков. Он не увидел в показаниях Чемидова и Антонова "никаких сведений, опровергающих подлинность подписей" в поддержку Хасикова.

Судья решила оставить административный иск Намсыра Манджиева без удовлетворения. "По смыслу норм избирательного законодательства, при сборе подписей подлежат учету именно депутатские мандаты, а не лица, которые могут их замещать, в результате изменения персонального состава представительных органов местного самоуправления в период проведения выборов. Иное толкование норм закона, по мнению суда, противоречит принципам избирательного права и может привести к различным злоупотреблениям со стороны участников этих правоотношений", - обосновал недостоверность подписи Кодлаева Верховный суд Калмыкии в мотивировочном решении, выданном участникам процесса 9 августа.

Суд также указал, что доводы истца призваны поставить под сомнение законность регистрации Бату Хасикова, тогда как это не являлось предметом рассмотрения по данному делу. "Указанные обстоятельства не являются предметом рассмотрения по данному делу, поскольку такие требования Манджиевым не заявлялись, и он в силу избирательного законодательства и кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к числу лиц, уполномоченных их заявлять", - говорится в решении суда.

Представитель Манджиева Санал Убушиев сказал корреспонденту "Кавказского узла", что отказ в удовлетворении иска был ожидаемым, и это решение будет обжаловано в Верховном суде России.

Напомним, что к выборам главы Калмыкии, которые назначены на 8 сентября, допущены четверо: врио главы республики Бату Хасиков ("Единая Россия), Наталья Манжикова ("Справедливая Россия"), Петр Вышкварок (ЛДПР) и Батыр Мучаев ("Патриоты России").

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"