Политологи объяснили причины информационной закрытости властей на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Отказ от прямых выборов глав регионов приводит к информационной закрытости власти, при этом элиты ментально не находятся в XXI веке и не готовы жить в условиях открытого общества, заявили опрошенные "Кавказским узлом" политологи, комментируя низкие рейтинги информационной открытости органов власти на Северном Кавказе.
Как сообщал "Кавказский узел", эксперты проектного центра "Инфометр" в своем ежегодном рейтинге назвали правительства республик Северного Кавказа самыми закрытыми в России.
Информационная закрытость регионов СКФО связана с тем, что местные власти не заинтересованы в информировании своей деятельности, считает эксперт Института экономической политики имени Гайдара Сергей Жаворонков.
"Во всех регионах России, конечно, власти стараются скрывать информацию о своей деятельности, но в регионах СКФО власти больше скрывают эту информацию, поэтому и признаны информационно закрытыми. Мы понимаем, что чем меньше информации, тем им надежнее жить. Это также действует на федеральном уровне. А регион Северного Кавказа с точки зрения информационной политики не самый передовой регион в России. Это мягко говоря", - сказал Сергей Жаворонков "Кавказскому узлу".
По его словам, причина информационной закрытости не может быть в клановости местной системы власти или дотационном характере экономики.
"Другие регионы не менее дотационные, чем республики Северного Кавказа. Клановость власти тоже не главная причина. Мне кажется, причина намного шире. Во всех республиках СКФО губернаторы назначаются по представлению президента РФ, а не путем прямых выборов. Это показывает не особо высокую репутацию местных руководителей. Если главы республик не пользуются особым доверием населения, то понятно, что этим руководителям есть что скрывать от населения. Можно было сказать, что если бы у них было больше денег, они были бы более популярны и открыты, но в других регионах, признанных более открытыми, практически такое же экономическое положение", - сказал он, добавив, что информационная закрытость властей в федеральном округе наводит на мысль, что они пассивно реагируют на обращения жителей по тем или иным вопросам.
Результаты доклада отражают реальное положение дел в республиках СКФО, считает политолог, член Общественной палаты республики, профессор КБГУ Мурат Хоконов.
"Это действительно так. Республики Северного Кавказа информационно закрыты. Вопрос об официальных сайтах - это не новая проблема. Никогда не было хороших сайтов у местных правительств. Они считают, что если в газетах подробно публикуется информация об их деятельности, то этого достаточно. Я думаю, что ресурсы, которые они выделяют на обеспечение информационной открытости, достаточно маленькие. И это связано не с тем, что они не хотят открытости, а с тем, что они ментально не находятся в XXI веке. Вся жизнь, все проблемы обсуждаются в соцсетях, но никогда не на сайтах правительств республик СКФО", - сказал Мурат Хоконов корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, официальным властям стоит обратить внимание на результаты доклада и улучшить ситуацию.
"Может, эти данные подстегнут власти кардинально пересмотреть свою информационную политику. Потому что из этой закрытости можно сделать вывод, что насколько они информационно пассивны, настолько и нейтральны в реакции на обращения и жалобы граждан. В этом есть взаимосвязь", - отметил Хоконов.
Политолог уверен, что факторы клановости местной власти и дотационности экономики влияют на информационную политику.
"Это важные факторы, но они не они определяют причины закрытости властей. Причины, как я уже сказал, в их подходе к работе и информационной политике", - добавил он.
В регионах СКФО есть нетрадиционные каналы коммуникации власти и народа, считает политолог, координатор "Клуба экспертов Нижнего Поволжья" Андрей Серенко.
"В республиках Северного Кавказа между властью и населением действуют другие каналы общения. Там не слишком большая численность населения. Там все друг друга знают. Новости там распространяются не по соцсетям или сайтам, а друг через друга. То есть они получают информацию о деятельности главы региона или другого чиновника не по официальным сайтам. Там, мне кажется, власти более открыты и общительны, чем в других регионах России", - сказал "Кавказскому узлу" Андрей Серенко.
Он убежден, что подлинная открытость власти, это когда губернатор не через интернет общается с людьми, а лично.
"Этому рейтингу не очень бы доверял. Руководители регионов СКФО довольно открыты. Во многих вопросах они даже обгоняют глав других регионов РФ. И если посмотреть, то они более быстро реагируют на обращения граждан. Люди сами не нуждаются в поиске информации на сайтах правительств этих регионов. Они получают нужную информацию через общение с чиновниками, через посредников между ними и чиновниками. Здесь все по-другому. Здесь целые семьи, кланы, которые между собой постоянно общаются и передают информацию", - уверен Серенко.
Он согласен с мнением Жаворонкова, что экономическая ситуация не влияет на информационную открытость. "Положение экономики практически везде одинаковое. Все субъекты более-менее равны и дотационны. Поэтому этот фактор не влияет на открытость информации", - подчеркнул Андрей Серенко.
"Кавказский узел" также сообщал о рейтинге, который был составлен в 2009 году Институтом развития свободы информации по итогам изучения информационной доступности официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации для размещения госзаказов. В нем большинство регионов юга России также заняли последние места.