Каспий превращается в зону гонки вооружений

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Постоянные неудачи в переговорном процессе по определению правового статуса Каспия все больше накаляют обстановку вокруг данного вопроса. Причем, налицо уже определенное блокирование стран, берега которых омывают воды этого некогда мирного водоема. Россия, Азербайджан и Казахстан оказались по одну сторону "морского вала", а Иран с Туркменистаном - по другую. Совсем недавно вновь сорвались переговоры экспертов по вине Туркменистана, параллельно Иран продолжил делать заявления, типа "Не отступим ни на шаг от своих позиций!".

Неизвестно, удастся ли провести заседание экспертов на этой неделе или же в начале марта.

Но, параллельно с указанными заявлениями и демаршами дипломатического характера, поступают и более серьезные сведения, на которые многие попросту не обращают особого внимания. А стоило бы...

Одна из таких информаций поступила из союзного Азербайджану по каспийской тематике Казахстана. Эта республика, фактически последней из пяти прикаспийских стран, приступила к созданию военно-морского флота на Каспии. Заявление, прозвучавшее в конце прошлой недели из уст министра обороны Казахстана Мухатара Алтынбекова, уже не оставило сомнений в том, что все прикаспийские государства решили усилить свои военные позиции на этом водном пространстве.

Министр, заявивший о намерении Казахстана создать на Каспии военно-морской флот, правда отметил, что этот шаг никоим образом не направлен против прикаспийских государств, с которыми Казахстан поддерживает дружественные отношения.

Однако дальнейшие слова Алтынбекова фактически опровергают предыдущее высказывание: военно-морские маневры, которые пройдут в апреле, продемонстрируют, что Казахстан обладает профессиональной армией и "мы способны обеспечить безопасность наших границ и нефтяных месторождений на Каспии". Военно-морской флот Казахстана будет держать под контролем воздушное пространство над Каспием, надводную и подводную части моря. На первом этапе военно-морской флот Казахстана будет создаваться при помощи США, России и Англии.

Интересно, а кто кроме прикаспийский государств в данном случае способен (даже чисто теоретически) посягать на водное, подводное и надводное пространство Каспия, принадлежащее Казахстану, равно как и его нефтяные месторождения? Неужели уважаемый министр имел в виду воинственные США, которые вроде бы собираются помочь тому же Казахстану строить флот? А может быть Великобританию, которая в последнее время в союзе с США также проявляет свою агрессивность? Но ведь и британцы будут помогать казахам! Может Астана опасается Ирака? Но, позвольте, последнему, как минимум для покусительства на каспийское пространство Казахстана необходимы какие-то причины, да и зачем, если для Багдада есть более важные "объекты", такие как Израиль и США. А, как максимум, иракская военщина ну никак не сможет добраться до казахских владений, не вторгнувшись до этого на территорию Ирана или, еще почище, натовской Турции, а затем Азербайджана.

Так что, заявляя о том, что создание флота не направлено против прикаспийских стран, уважаемый министр явно кривил душой. Хотя в принципе, зачем ему это было делать? Мог бы открыто сказать, де, мол, другие уже имеют или уже раньше нас начали создавать флот. Что случай, способный привести к столкновению на море из-за месторождений, недавно уже был между Ираном и Азербайджаном, и надо о своих месторождениях подумать, так как сами с Ираном на море соседствуем и на позициях разных стоим. Что никак по статусу не договоримся и политическая ситуация может всегда измениться. Что до демилитаризации Каспия еще, ой, как далеко. Ведь это общеизвестные и всем понятные факты!
Так что, оговорюсь: ничего неожиданного, по большому счету, в словах казахского министра нет и шаг, на который идет Астана, - вполне обдуманный и верный.

Дело в другом. Можно с очень большой долей уверенности заявлять, что прикаспийские страны, как минимум лет эдак 20, уж точно демилитаризировать свое море не собираются. Более того, в этой зоне налицо признаки начала некоей "гонки вооружений".

Посудите сами. Россия, Азербайджан и Иран (в особенности первая) уже обладают определенным боевым потенциалом на Каспии. Туркменистан также приступил к укреплению флота за счет боевых кораблей. Теперь к делу приступил и Казахстан, который, вполне оправданно, в этой ситуации политического противостояния по статусу моря, принял единственно правильное решение. Причем, процесс идет по нарастающей. К примеру, на прошлой же неделе, из РФ поступила информация о том, что в ближайшее время для российской Каспийской флотилии будет построен второй ракетный сторожевой корабль. Об этом сообщил новый командующий флотилии контр-адмирал Юрий Старцев.

Все это, повторюсь, происходит на фоне все углубляющегося кризиса в переговорах по статусу Каспия и разделения пяти стран на два фактически противостоящих лагеря: три против двух. А переодически звучащие на этом же фоне воинственные заявления Туркменбаши в адрес Азербайджана по поводу месторождений, чуть ли не военное вторжение Ирана опять же в азербайджанскую зону, последовавшие за этим крупномасштабные военно-морские учения России с Азербайджаном и Казахстаном, которые вновь предстоит повторить уже в ближайшее время, оптимизма не добавляют. Ведь истины, что "когда замолкают дипломаты, начинают говорить пушки", еще никто не отменял.

Прикаспийские республики пока не могут договориться. И с каждым годом, медленно, но верно, Каспий превращается во все более взрывоопасную зону. Пик напряженности может наступить тогда, когда стороны приступят к крупномасштабным разработкам нефтяных месторождений: этот день уже не за горами. И что может произойти тогда?..

источник: Газета "Зеркало" (Азербайджан)