Начальник угрозыска Владикавказа заявил суду о своей непричастности к смерти Цкаева
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бывший начальник отдела уголовного розыска УМВД по Владикавказу Сергей Габиев заявил суду, что по его указанию полицейские вызвали скорую Владимиру Цкаеву, но сам он не видел задержанного. Адвокаты супруги Цкаева раскритиковали его показания и сообщили о ходатайстве привлечь к ответственности силовиков, которые, по словам одной из свидетельниц, пытались скрыть избиение мужчины.
Как писал "Кавказский узел", Ленинский райсуд Владикавказа рассматривает дело о смерти Цкаева с 18 февраля. На заседании суда 20 мая были зачитаны показания умершего в 2018 году жителя Владикавказа Виктора Кадалаева о том, что он видел, как полицейские били Цкаева во время допроса. 14 июня бывший сотрудник отдела полиции, в котором скончался Владимир Цкаев, заявил, что под давлением дал показания о его избиении своими коллегами. На последнем заседании, 15 июля, свидетель Алла Битиева, гражданская жена Кадалаева, рассказала, что после смерти Цкаева силовики спрятали ее и сожителя в какой-то квартире и привозили им еду и наркотики в обмен на ложные показания.
Владимир Цкаев умер после допроса в отделе полиции города Владикавказа в 2015 году. Среди обвиняемых - 10 полицейских. Силовиков хотели отпустить на свободу, однако митинги и замена следователей не дали спустить дело на тормозах. Через три года после смерти Цкаева дело все же дошло до суда. Силовики подозревали Цкаева в нападении на сотрудника полиции Романа (Роланда - уточнение "Кавказского узла" от 13.11 мск 31.10.2019 г.) Плиева. Спустя две недели после гибели Цкаева его сосед Марат Букулов явился с повинной и признался, что это он стрелял в полицейского. Суд приговорил Букулова к 2,5 года колонии, говорится в подготовленной "Кавказским узлом" статье "Дело Цкаева: смерть после допроса в полиции".
19 июля на заседании Ленинского суде Владикавказа, где проходят слушания по делу о смерти Владимира Цкаева, был допрошен бывший начальник отдела уголовного розыска УМВД по Владикавказу Сергей Габиев, передает присутствовавший на процессе корреспондент "Кавказского узла".
Его допрос продлился четыре часа. Из показаний Габиева следует, что 31 октября 2015 года примерно в два часа ночи ему позвонили из дежурной части и сообщили о том, что на улице Васо Абаева огнестрельное ранение получил сотрудник ОМОНа Ролан (Роланд - уточнение "Кавказского узла" от 13.11 мск 31.10.2019 г.) Плиев. Габиев выехал на место происшествия и позвонил оперуполномоченному Дзампаеву, чтобы тот тоже туда приехал. По словам свидетеля, раскрытием преступления о ранении Плиева занимались оперативники Дзампаев и Бигаев, которые сейчас являются подсудимыми. Уже на месте свидетель увидел следственно-оперативную группу.
О причастности к преступлению Владимира Цкаева, по словам Габиева, ему стало известно в 12.00-13.00 31 октября 2015 года от одного из сотрудников полиции. Около 14.00 мужчина уже был доставлен в Иристонский отдел. По словам Габиева, в это время сам он находился в своем служебном кабинете и не видел Цкаева, он общался со свидетелем ранения Плиева Аидой Золоевой, спутницей сотрудника ОМОНа.
При этом Габиев отметил, что дверь его кабинета была открыта, и он видел, как сотрудники проводили мимо человека, подходящего под описание Золоевой, имени и фамилии которого она не называла. На вопрос двоюродной сестры Цкаева Ирины Демуровой, почему Габиев в таком случае не провел сразу же на месте опознание, он ответил, что это прерогатива следователя.
Габиев рассказал, что 31 октября он находился на работе до 15.00, а потом уехал на свадьбу и больше на работу не возвращался. В его отсутствие его замещал заместитель Хабаев.
О том, что "доставленному стало плохо", Габиев узнал в телефонном разговоре от Сослана Ситохова, который сейчас находится на скамье подсудимых. По словам Габиева, это было примерно в 22.00, он поручил Ситохову вызвать скорую и отправить Цкаева в больницу. После этого, примерно в 01.00 ночи 1 ноября Ситохов перезвонил Габиеву и сообщил, что Цкаев доставлен в РКБ, и у него оставили охрану. О смерти мужчины, по словам свидетеля, он узнал утром на работе.
"Когда вам в 22.00 звонят и говорят, что доставленному стало плохо, вы не задали себе вопрос, почему он в течение восьми часов находится в вашем отделении в качестве доставленного? Почему вы не спросили об этом у Ситохова?" - задала вопрос свидетелю Габиеву адвокат Цкаевых Анжелика Сикоева. Габиев ответил, что он это "упустил".
Далее Сикоева поинтересовалась, почему, когда Габиев узнал о том, что человеку стало плохо в отделе, он не приехал туда. На это свидетель ответил, что Ситохов сказал, что в этом нет необходимости.
В суде были озвучены телефонные разговоры Ситохова с Габиевым. Когда Габиев первый раз разговаривал с Ситоховым в 21.55 31 октября 2015 года, он спросил его: "Необходимость в моем прибытии есть?" На это Ситохов ответил отрицательно и добавил, что "профессионалы занимаются, а ты отдыхай". Кто именно эти профессионалы, Ситохов не уточнил. Во время второго разговора, который состоялся в 23.39, Ситохов сообщил Габиеву, что ему нужно приехать и что они вызвали скорую.
"Ему что-то все хуже и хуже становится", - сказал Ситохов Габиеву. Габиев ответил, что приедет минут через 30 в отдел, но этого так и не произошло, он "не смог приехать".
Третий телефонный разговор между ними состоялся уже утром 1 ноября в 07.41. "Серый, у нас, короче, катастрофа. Этот, по-моему, умер тип", - сказал Ситохов Габиеву. "Ты серьезно говоришь?" - спросил Габиев. "Да, сейчас младшие отзванивают, он под искусственным аппаратом, пульс единичный", - ответил Ситохов Габиеву.
Адвокаты раскритиковали показания Габиева и сообщили об обращении в Следком по заявлению о попытке скрыть избиение Цкаева
Фактически все ответы бывшего начальника уголовного розыска Сергея Габиева можно описать одной фразой: "Я особо ничего не знаю", прокомментировал после заседания суда выступление свидетеля адвокат "Агоры" Виталий Зубенко, представляющий интересы Земфиры Цкаевой.
"Тем самым он существенно мешал расследованию уголовного дела, тем самым, отчасти, и сам пытается уйти от ответственности и укрывает от ответственности тех сотрудников, которые были в его непосредственном подчинении", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Виталий Зубенко.
По его мнению, те телефонные переговоры, которые удалось зафиксировать, свидетельствуют о том, что Габиев был обеспокоен тем, что произошло в подчиненном ему отделе, и не принимал никаких мер, чтобы пресечь эти правонарушения. "Для меня очевидно, что и ранее в этом отделе творилось нечто подобное, и только этот вопиющий трагический случай вывел "на чистую воду" всех этих сотрудников полиции", - высказал мнение адвокат Зубенко.
По словам адвокатов Земфиры Цкаевой, они подготовили ходатайство о том, чтобы суд направил частное представление в адрес Следственного комитета в отношении сотрудников полиции Тимура Сытника и Инала Медоева, которые, по словам свидетеля Аллы Битиевой, удерживали ее и теперь уже покойного ее гражданского супруга Виктора Кадалаева в какой-то квартире, куда привозили им еду и наркотики в обмен на ложные показания.
"Это уже забота следствия - раскрывать это преступление. Понятно, что прошло четыре года, раскрывать это преступление будет сложно. Но замалчивать такой факт нельзя", - заявил Виталий Зубенко.
Адвокаты указали на то, что ни Сытник, ни Медоев не привлечены к ответственности. Тимур Сытник в настоящее время работает в органах полиции в Москве. Он давал показания в качестве свидетеля по видеосвязи, Инал Медоев не участвует в данном уголовном деле даже как свидетель, сообщила, в свою очередь, Земфира Цкаева.
"Кавказский узел" публикует на тематической странице "Убийство Цкаева: пытки и полиция" новости о ходе судебного процесса по делу о смерти Владимира Цкаева.