Аналитики назвали добровольным уход Хамхоева с поста муфтия Ингушетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Иса Хамхоев отказался выдвигать свою кандидатуру на третий срок, чтобы муфтият Ингушетии выстраивал с новым главой отношения без конфликтов, считает политолог Алексей Малашенко. Хамхоев останется духовным лидером для той части мусульман, которая его поддерживала, отметили правозащитники Магомед Муцольгов и Тимур Акиев.
Как писал "Кавказский узел", Иса Хамхоев 17 июля покинул должность муфтия Ингушетии. Совет алимов и имамы выбрали председателем Духовного центра мусульман Ингушетии кадия Абдурахмана Мартазанова.
Хамхоев возглавлял муфтият Ингушетии с июля 2004 года, говорится в биографии Исы Хамхоева, размещенной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
Иса Хамхоев сам отказался выдвигать свою кандидатуру на третий срок, но он будет участвовать в работе муфтията, сообщил помощник муфтия и заместитель кадия Духовного центра мусульман Ингушетии Магомед Хаштыров.
По словам Хаштырова, никаких скрытых причин в уходе Хамхоева с поста муфтия нет. «По уставу Духовного центра мусульман Ингушетии муфтий избирается сроком на пять лет. 17 июля завершился пятилетний срок пребывания в должности муфтия Исы-хаджи Хамхоева и кадия Абдурахмана Мартазанова, поэтому в этот же день состоялись выборы муфтия. Право выбора имеют имамы населенных пунктов и Совет алимов. Непосредственно на выборном заседании они выдвигают и рекомендуют того или иного кандидата на пост муфтия, если сам кандидат не отказывается от участия в выборах. Перед началом выборов Иса Хамхоев взял слово - он сделал отчетный доклад, а затем заявил, что не собирается больше баллотироваться и быть муфтием», - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Отстраняться от муфтията и духовенства в целом Хамхоев, по словам помощника, не собирается. «Не хотят этого и имамы. Он является членом Совета алимов, постоянно действующего органа Духовного центра мусульман Ингушетии, и он будет работать там. Также он заявил, что будет поддерживать нового муфтия в его деятельности», - добавил Хаштыров.
Правозащитники рассказали о политическом влиянии Хамхоева
Абдурахман Мартазанов и Иса Хамхоев принадлежат к одному тейпу и одному и тому же кругу духовных деятелей, но рассматривать Мартазанова в качестве ставленника Хамхоева не следует, считает руководитель ингушской правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов.
«Он фигура вполне самостоятельная, бывший кадий Ингушетии, причем в период протестов он был с народом. Хорошо, что пришел новый человек, и я рад, что Иса Хамхоев ушел в отставку, не стал цепляться за власть, как делают чиновники», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Муцольгов выразил удовлетворение тем, что отставка Хамхоева произошла после ухода Юнус-Бека Евкурова с поста главы Ингушетии. «Хорошо, что он ушел после Евкурова: претензии Евкурова к муфтияту я не поддерживал и считал неправильным вмешательство чиновника в деятельность общественной [или], религиозной организации. А бывший глава должен был уйти, в первую очередь, потому что не был избран народом. И Хамхоев тоже должен был уйти, потому что он делит духовенство и прихожан на «своих» и «чужих»», - пояснил правозащитник.
26 июня Владимир Путин принял отставку Юнус-Бека Евкурова, который возглавлял республику с 2008 года, а 8 июля назначил бывшего главу Ингушетии заместителем министра обороны России. Исполняющим обязанности главы Ингушетии он назначил Махмуд-Али Калиматова.
Во время массовых протестов в Ингушетии Хамхоев «очень достойно» себя повел, но занять после отставки нишу неформального лидера мусульман республики ему не удастся, считает Муцольгов.
«Он, конечно, останется духовным лицом, так как религиозной деятельностью занимается давно, но имамом какой-нибудь мечети он вряд ли станет. Есть немаловажный момент - в Ингушетии далеко не все имамы входят в Духовный центр, не все признавали и признают главенство муфтия», - пояснил он.
По словам Муцольгова, Хамхоев, как «человек обеспеченный», скорее сохранит свое влияние в политической жизни республики, чем в религиозной. «У него есть и административный опыт, Хамхоев был главой села. У него имеется круг общения, в котором его уважают», - заключил руководитель "Машр".
Избрание нового муфтия прошло без давления властей и было вполне независимым, полагает глава ингушского офиса "Мемориала" Тимур Акиев.
«Новый руководитель республики пока занимается чисто хозяйственными проблемами и каких-то встреч с общественными и религиозными организациями или с неформальными лидерами не проводил. Никаких заявлений и шагов в общественно-политической сфере Калиматов не делал. Скорее всего, он не имел отношения к отставке Хамхоева и выборам нового муфтия», - сказал Акиев корреспонденту "Кавказского узла".
Мусульманское сообщество в Ингушетии неоднородно, поэтому единого лидера мнений у местной уммы нет и не будет, отметил он. «Для какой-то части Хамхоев был авторитетом, а если взять салафитское течение, то среди его приверженцев Хамхоев никогда не был и не будет лидером. Кроме того, есть и традиционалистские духовные лидеры, которые поддерживали бывшего главу республики Евкурова и не поддерживали Хамхоева», - сказал правозащитник.
Абдурахман Мартазанов был кадием республики все последние 15 лет, пока Иса Хамхоев руководил муфтиятом, заметил правозащитник. «Они работали в одной связке, и недавно их обоих одновременно вызвали на допрос, проводили обыски у них в связи с протестными событиями.т андидатура Мартазанова вполне устраивает Хамхоева», - считает Акиев.
11 июня 2019 года силовики провели выемку документов в муфтияте Ингушетии и обыски в домах Исы Хамхоева, его брата Мусы, а также кадия Абдурахмана Мартазанова. Руководитель ингушской правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов связал обыски в доме Исы Хамхоева с противостоянием муфтия и Юнус-Бека Евкурова.
Политолог: новый конфликт муфтията с властями маловероятен
Иса Хамхоев с достоинством ушел со своего поста, считает руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций", профессор Алексей Малашенко. «И ушел победителем. При этом он имеет возможность остаться одной из ключевых фигур в мусульманском сообществе Ингушетии», - сказал политолог корреспонденту "Кавказского узла".
По словам профессора, Хамхоев не хочет быть источником конфликта для нового главы республики. «Он не будет вести себя, как вел раньше. не будет затевать те игры, что вел ранее с Юнус-Беком Евкуровым, да это в новой ситуации и не получится. Но однозначно Хамхоев останется влиятельным человеком. Вполне вероятно, он будет высказывать свои взгляды как частное лицо, обладающее духовным авторитетом. И останется одним из лидеров мусульманской общины», - отметил он.
Отставка Хамхоева стала скорее следствием договоренности, нежели результатом давления, считает политолог. «Властям давить на Хамхоева после отставки Евкурова [нет смысла,] - это только прибавило бы веса муфтию. А так он разумным образом ушёл сам. В нынешней ситуации ни власти, ни муфтияту нет необходимости идти на обострение отношений и они не пойдут на это», - резюмировал Малашенко.