Смена владельца "Рустави 2" открыла властям возможность контроля над телекомпанией
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти добились решения о передаче "Рустави 2" Кибару Халваши, чтобы влиять на редакционную политику телекомпании, считают опрошенные "Кавказским узлом" грузинские эксперты. Новый гендиректор канала пообещал не вмешиваться в политику редакции.
Как писал "Кавказский узел", сегодня Европейский суд по правам человека признал законным решение Верховного суда Грузии передать активы телеканала "Рустави 2" бывшему владельцу Кибару Халваши. Тот заверил, что в редакционную политику телекомпании вмешиваться не планирует, однако уволил Нику Гварамию, назначив гендиректором своего адвоката Паату Салию. Гварамия отказался оставлять пост, заявив, что его контракт действует до конца 2020 года.
Противники смены владельца "Рустави 2" провели сегодня акцию у здания телекомпании. Они считают, что жители Грузии рискуют потерять доступ к объективной информации о ситуации в стране.
Новый гендиректор Паата Салия пришел сегодня в здание телекомпании, чтобы встретиться с менеджментом. Он заявил, что с Никой Гварамией встречаться не будет, так как тот лишен своих полномочий. Если Гварамия недоволен преждевременным разрывом контракта, то может добиваться компенсации через суд, добавил он в прямом эфире "Рустави 2" (перевод корреспондента "Кавказского узла"). В свою очередь Ника Гварамия заявил, что не намерен сотрудничать с "коллаборационистами".
Салия заверил, что в его функции входит изучение документации и того, что переходит в собственность Халваши, а в редакционную политику он вмешиваться не намерен. Не будет сменен и руководитель информационной службы "Рустави 2" Нодар Меладзе, добавил Салия.
На встрече с Салией Меладзе потребовал гарантировать, что с эфиров не начнут снимать расследования и новостные сюжеты. Журналист Нанука Жоржолиани предложила Салии утром 19 июля прийти в телекомпанию с готовыми двухлетними контрактами для известных журналистов телекомпании. Они не должны быть уволены вне зависимости от того, что они освещают, отметила Жоржолиани. "Без контрактов нет доверия", - добавила она. Однако Салия сказал, что контракты составляются не столь быстро.
Из менеджеров телекомпании с Салией никто не встретился, так как тот пришел в телекомпанию после завершения рабочего дня.
Грузинские власти истратили на процесс в ЕСПЧ свыше миллиона евро, были привлечены специалисты из Франции и Великобритании, отметил эксперт Грузинского института европейских ценностей Мамука Жгенти. "Власти предприняли все, чтобы изменить редакционную политику телеканала. В первый раз правительство Грузии поставило себя в такую ситуацию, когда Страсбургский суд принял промежуточное решение, и это касалось свободы слова и СМИ", - указал Жгенти корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, на решение суда оказало влияние то, что представители "Рустави 2" выразили недоверие судьям и потребовали отстранить их от дела. У судей есть корпоративная солидарность, и они оказались настроены против истцов, пояснил Мамука Жгенти. "Это было ошибкой "Рустави 2", - резюмировал он.
В Грузии "Рустави 2" ассоциируется со свободой слова, выражением свободы мысли и евроинтеграцией страны, сказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель "Центра исследований безопасности и международных отношений" Ника Читадзе. "Бидзина Иванишвили как-то сказал, что если не смотреть "Рустави 2", то в Грузии все идеально. Власти хотят изменить редакционную политику телекомпании, чтобы население представляло, что живет в идеальном государстве", - считает Читадзе.
По его мнению, изменение формата телекомпании отразится на развитии демократии в Грузии и ситуацией с правами человека. Власти страны почувствуют, что "могут купить в стране все, и в этом случае придется попрощаться с демократией надолго", добавил Ника Читадзе.
Команда "Рустави 2" может перейти на работу в два других телеканала, которые есть у "Рустави 2" - "3 канал" и "Марао", чтобы продолжить работу в русле прежней редакционной политики, предположил координатор программы Международного центра по конфликтам и переговорам Заал Анджапаридзе. Он отметил корреспонденту "Кавказского узла", что эти две телекомпании покрывают почти всю территорию Грузии, так как представлены в пакетах большинства кабельных телекомпаний.