Азербайджанский активист заявил об угрозе его повторного ареста в Грузии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Грузинская прокуратура подала протест на решение суда Марнеули об освобождении гражданина Азербайджана Автандила Мамедова под залог после задержания по запросу Баку. Активист обратился в УВКБ ООН с просьбой перевезти его семью в другую страну и добивается освобождения без залога.
Как писал "Кавказский узел", Автандил Мамедов был задержан 17 июня в Тбилиси по запросу Азербайджана, где его обвиняют в мошенничестве. Азербайджанские активисты заявили, что не верят в достоверность обвинения и опасаются, что Мамедова может ожидать в Азербайджане несправедливый суд и пытки. 19 июня суд в Марнеули принял решение освободить Мамедова под залог в 3000 лари (около 1070 долларов) на время рассмотрения вопроса о его экстрадиции.
Автандил Мамедов вместе с другим активистом Эльчином Намазовым в грузинской эмиграции учредил "Институт защиты прав и свобод" для информирования международных организаций о ситуации с правами человека в Азербайджане, а также для поддержки азербайджанских эмигрантов в Грузии.
Как рассказал Автандил Мамедов корреспонденту «Кавказского узла», из-под стражи его выпустили только 25 июня после того, как был внесен денежный залог в размере 3000 лари. Мамедов отметил, что у его семьи таких денег не было, и сумму собрали друзья и активисты.
Грузинская прокуратура опротестовала решение суда, сам активист добивается освобождения без залога
По словам Мамедова, прокуратура опротестовала решение об освобождении из-под стражи и добивается его ареста до завершения рассмотрения вопроса об экстрадиции. Сам Мамедов подал встречную апелляционную жалобу и добивается освобождения без залога.
«Суд с учетом моей общественно-политической деятельности решил освободить меня из-под стражи под денежный залог на три месяца, чтобы в течение этого времени я смог собрать доказательства своей невиновности. Но гособвинитель не согласился и подал протест, чтобы меня вновь заключили под стражу. А я подал апелляционный протест для освобождения меня без залога», - пояснил Автандил Мамедов.
Он рассказал, что содержался под стражей восемь суток и последние четыре дня подвергался психологическому давлению. «Первые четыре дня меня содержали в изоляторе в Гидани. Там, несмотря на определенные проблемы, отношение ко мне было нормальное. На четвертый день в изоляторе состоялась встреча со следователем с участием моего адвоката. Мне задали несколько вопросов, на которые я уже ответил сразу после задержания. Вновь основным вопросом было, хочу ли я добровольно быть экстрадированным. Я ответил, что нет, поскольку меня в Азербайджане ожидает необъективное следствие. Сразу после этой встречи меня внезапно увезли в тюрьму №6 города Рустави. Там меня поместили в одиночную камеру», - рассказал Автандил Мамедов.
Именно в руставской тюрьме, по его словам, начались проблемы. «За мной следили посредством четырех камер видеонаблюдения. Мне не давали сигарет. А когда давали, не давали спичек, или же спички ломали, и их невозможно было использовать - они не зажигались. Мне не позволили звонить по телефону, информировать адвоката об изменении места содержания. Мне не давали мыла, чтобы помыть руки. Мое обращение к начальнику учреждения не приняли. Все это делалось, очевидно, в отместку за мой отказ от добровольной экстрадиции», - отметил активист.
Сейчас он занят сбором материальных доказательств, подтверждающих его преследование в Азербайджане в связи с правозащитной деятельностью. «Как оказалось, в 2017 году против меня Губинским райотделом полиции было начато уголовное дело по статье 178.2.2 (мошенничество, совершенное повторно) УК Азербайджана (по этой статье активисту грозит до 5 лет лишения свободы – прим. «Кавказского узла»). В бытность зампредом Комитета против пыток я отказался от сотрудничества с правоохранительными органами для покрытия фактов пыток в местах заключения. (Комитет против пыток фактически прекратил свою деятельность как независимая структура после смерти в 2016 году его председателя Эльчина Бехбудова - прим. «Кавказского узла»). Тогда против меня начали расследования», - рассказал Автандил Мамедов.
По его словам, в 2015-2016 годах он как физическое лицо представлял граждан в судах по доверенности. «В регионах очень мало адвокатов, их услуги дорогие, поэтому многие обращались ко мне. Однако полиция на некоторых из них оказывала давление и выбила показания, что я якобы брал у них деньги больше, чем указывалось в договоре об услуге, заверяя, что обязательно положительно решу их вопросы. Это все ложь. Если бы у этих людей было бы много денег, то они не обращались бы ко мне, а искали бы другие пути решения своих проблем. Меня несколько раз вызывали в полицию, я понял, что дело идет к моему аресту, и вместе с семьей в 2017 году выехал в Грузию и попросил политическое убежище. Теперь, очевидно, что мое пребывание и в Грузии небезопасно. Поэтому я попросил УВКБ ООН ускорить мое обращение о предоставлении убежища в безопасной стране. Я прошу, чтобы хотя бы мою семью – супругу вместе с двумя малолетними детьми – перевезли в безопасную страну», - рассказал Автандил Мамедов.
Азербайджанский правозащитник связал дело Мамедова с его правозащитной деятельностью
Глава НПО "Правовое просвещение сумгаитской молодежи" Эльчин Мамед убежден, что Мамедова преследуют из-за правозащитной деятельности.
«Автандил Мамедов в гражданском секторе с 2008 года. Он сотрудничал с разными правозащитными организациями, представлял их в северном регионе страны. Так, он был представителем Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи, Комитета против пыток. На парламентских выборах 2015 года он вместе с группой добровольцев организовал мониторинг кампании «Северная независимая наблюдательная группа», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Эльчин Мамед.
Он отметил также, что из-за нехватки адвокатов в регионах Автандил Мамедов оказывал гражданам юридическую помощь, представляя их в судах. «Часто он делал это безвозмездно, поскольку население регионов в основной массе живет бедно. Спасаясь от неминуемого ареста, он перебрался в Грузию, но и там продолжал общественную деятельность. В конце мая он был организатором акции в защиту прав журналиста Афгана Мухтарлы», - сообщил Эльчин Мамед.
Афган Мухтарлы 12 января 2018 года был приговорен к шести годам тюрьмы по обвинению в незаконном переходе границы, контрабанде и сопротивлении представителю власти. О похищении оппозиционного журналиста "Кавказский узел" рассказал в материале "Последние минуты Мухтарлы перед похищением – на карте Тбилиси".
Он считает, что выдача Мамедова Азербайджану грозит «расправой над ним». «Его постигнет участь Афгана Мухтарлы – необъективное следствие, бесчеловечное обращение, несправедливый суд. Международные организации, ООН должны предотвратить это. Мы рассчитываем также на активную поддержку международных правозащитных организаций», - заявил Эльчин Мамед.
Комментарии представителей правоохранительных органов Грузии относительно заявлений Автандила Мамедова получить пока не удалось.
В связи с нерабочим днем в Азербайджане (День вооруженных сил страны) представители азербайджанской генпрокуратуры (этот орган подает запросы на экстрадицию) оказались недоступны для комментариев.
"Кавказский узел" публикует новости о преследованиях активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа на тематической странице "Преследование активистов". На "Кавказском узле" можно ознакомиться со справкой "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".