Двое жителей Волгоградской области рассказали о рабском труде в Калмыкии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Жители волгоградского поселка Заря Александр Козлов и Александр Колесников рассказали, что их против воли удерживали на животноводческих стоянках в Калмыкии.

Заявление о принудительном труде на животноводческих стоянках в Октябрьском районе Калмыкии было подано в МВД по республике, сообщил 22 мая Александр Козлов корреспонденту "Кавказского узла".

Согласно талону-уведомлению №104 от 17 мая 2019 года (копия документа имеется в распоряжении "Кавказского узла"), заявление принято старшим оперативным дежурным дежурной части МВД по Калмыкии и зарегистрировано в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП) под номером 363.

Как рассказал Козлов, из поселка Заря Волгоградской области на животноводческую стоянку в Октябрьском районе Калмыкии его доставил частный извозчик, перед этим угостив выпивкой. "Очнулся я уже в Калмыкии... Я пробыл там два дня и сбежал", - пояснил он.

По его словам, фактическим хозяином стоянки является сотрудник силовых структур. Козлов отметил, что хозяин по телефону требовал вернуться под угрозой обращения в правоохранительные органы с заявлением о краже, говорил о необходимости отработать деньги, которые он заплатил за доставленного работника.

По словам Козлова, ранее он уже работал в Калмыкии на другой животноводческой стоянке Октябрьского района. "Зимой меня привез туда тот же таксист. В тот раз я проработал на точке два месяца. И когда собрался уходить, хозяйка тоже не хотела меня отпускать. Она сказала, что заплатила за меня 15 тысяч рублей", - рассказал он.

Александр Колесников рассказал "Кавказскому узлу", что тоже во второй раз оказался в Калмыкии, куда его привез тот же таксист, что и Козлова. "Я похоронил отца 8 марта, а на следующий день встретил у нас в Заре таксиста из Калмыкии, с которым уже был знаком. Он предложил поехать на точку [животноводческую стоянку в Калмыкии]. Я там работал в прошлом году, мне заплатили, поэтому согласился. К тому же я пьяным был, таксист еще угостил - проснулся на точке", - сказал он.

Колесникову неизвестно, получал ли за него деньги таксист. "В принципе, со мной обращались неплохо – кормили, силу не применяли. Но практически не платили. Пять тысяч [рублей] в месяц. А ты с раннего утра до вечера пасешь в степи. Куда это годится? Труд тяжелый, зарплата маленькая, еще и отпускать не хотели", - рассказал он.

Фермер из поселка Малые Дербеты Алексей Бараев, у которого сейчас находятся Козлов и Колесников, рассказал "Кавказскому узлу", что сначала он познакомился с Козловым, которого подобрал на дороге в Малых Дербетах и отвез в волгоградский поселок Дубовый овраг. "Он рассказал мне свою историю, мы обменялись телефонами, я предложил ему поработать у меня механизатором. 3 мая Козлов позвонил, сказал, что хочет работать. Я привез его на ферму, и как-то он рассказал, что на точке в... [Октябрьском районе] находится его земляк Колесников, которого не отпускают домой", - сказал Бараев.

По словам фермера, 16 мая они с Козловым приехали на животноводческую стоянку, где работал Колесников, чтобы забрать его, но сделать это не удалось. "Колесникова мы встретили недалеко от стоянки, он поил скот. Поговорили, Александр [Колесников] подтвердил, что хочет уехать домой. Мы подвезли его на точку, чтобы он взял документы и вещи, хотели увезти его оттуда. Но его не отпустили. Вышел сначала отец хозяина, сказал, что никто никуда не поедет. Потом появились женщины, стали угрожать проблемами... Я требовал, чтобы Александр сам вышел и сказал, что остается, но так ничего и не добился", - отметил Бараев.

Фермер по телефону обратился в правоохранительные органы, сообщив об удержании человека против его воли на животноводческой стоянке. После этого его вызвали в отдел, где сообщили, что у Колесникова были взяты объяснения на месте, и он остается работать на точке. Однако Бараев стал требовать, чтобы Колесников был доставлен для дачи объяснений в отдел. "Привезли Колесникова. Его продержали в одном из кабинетов около 40 минут. Потом я уже не выдержал, вошел туда и при всех спросил: "Александр, ты хочешь возвращаться на точку?" Он сказал: "Нет". Я говорю: "Какие тогда к нему вопросы?" Взял Колесникова и увез к себе на ферму", - рассказал Бараев.

Корреспонденту "Кавказского узла" в течение рабочего дня 22 мая не удалось дозвониться в пресс-службу МВД по Калмыкии для получения комментария относительно заявления Козлова и Колесникова.

"Альтернатива" с 2011 года получила более 100 жалоб на рабство в регионах Юга России

С 2011 года, с момента основания общественного движения «Альтернатива», которое борется с современным рабством, было около 20 обращений за помощью от людей, попавших в рабство в Калмыкии, рассказал руководитель движения Олег Мельников "Кавказскому узлу".

"Если взять юг в широком смысле – СКФО и ЮФО, то в этом регионе в основном удерживают в рабстве людей на животноводческих стоянках. В Калмыкии мы встречали около 20 таких случаев, в Дагестане – чуть больше, в Чечне – чуть меньше, в Ингушетии было 5-7 случаев, в Краснодарском крае – в районе 40, в Ростовской области – где-то 20-30. Но это все сезонные истории. Когда заканчивается сезон, человек или остается жить на этой стоянке, или же его где-то оставляют, и он добирается, как может, домой", - сказал Мельников.

По его словам, рабство является проблемой, характерной для всей России, и с каждым годом количество обращений в организацию растет, "но это не значит, что рабов стало больше". "Если за 2012 год у нас было около трех десятков обращений, то в 2018 - начале 2019 года к нам обратилось уже больше тысячи человек. Но это не говорит о какой-то тенденции. Просто мы стали более медийными", - пояснил лидер "Альтернативы".

Он также уточнил, что в 2018 году благодаря активистам "Альтернативы" было возбуждено пять уголовных дел о торговле людьми (ст. 127.1 УК). "В нашем Уголовном кодексе есть еще статья 127.2 "Использование рабского труда", но в российских реалиях преступления по этой статье практически недоказуемы. С 2009 года было возбуждено около 30 уголовных дел по статье 127.2, и только половина из них дошла до суда. Так что нам больше удается возбуждать уголовные дела по статье о торговле людьми", - отметил Мельников.

Случаи похищения, работорговли и принудительного труда освещены "Кавказским узлом" в материале "Рабство на Северном Кавказе".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"